ЦБ остановил работу банка, собравшегося работать в Южной Осетии

Русский международный банк вместо осетинского инвестора получил приказ об отзыве лицензии
Активы банка были неудовлетворительного качества и не приносили достаточного денежного потока для исполнения обязательств перед кредиторами, следует из сообщения ЦБ
Активы банка были неудовлетворительного качества и не приносили достаточного денежного потока для исполнения обязательств перед кредиторами, следует из сообщения ЦБ / Евгений Разумный / Ведомости

Назначенная на понедельник пресс-конференция Русского международного банка (РМБ), посвященная новому инвестору из Южной Осетии, не состоялась: утром ЦБ отозвал у банка лицензию. Бизнес-модель РМБ ориентировалась на «высокорискованное кредитование заемщиков, в том числе нерезидентов, связанных с конечными бенефициарами кредитной организации», объяснил регулятор. Активы банка были неудовлетворительного качества и не приносили достаточного денежного потока для исполнения обязательств перед кредиторами, следует из сообщения ЦБ. Банк также не выполнял требований антиотмывочного законодательства. ЦБ вводил запрет на привлечение вкладов населения и дважды – ограничения, указал ЦБ.

В банке было 15,2 млрд руб. вкладов населения, следует из отчетности банка на 1 августа, но застрахованы лишь 9,8 млрд, сказал представитель Агентства по страхованию вкладов (АСВ), добавив, что сумма может быть скорректирована.

Принц на белом коне

Испытывающие проблемы банки часто рассказывают о привлечении инвесторов, которых не называют и которых в итоге привлечь не удается, отмечает аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков. В случае с РМБ инвестор был объявлен, но, скорее всего, регулятор засомневался в его способности улучшить ситуацию в банке, рассуждает он. Найти какую-либо информацию о Республиканском банке развития (кроме сведений о регистрации Нацбанком Южной Осетии) не удалось.
Иногда такие разговоры продолжаются даже после отзыва лицензии: пресс-служба основного собственника «Югры» Алексея Хотина объявляла, что саудовский принц аль-Валид готов войти в капитал «Югры» «в случае восстановления работы финансового учреждения». Пресс-служба принца на запрос не ответила.

РМБ владеют родственница сенатора Александра Шишкина Анастасия и Николай Заволокин (по 19,9% акций), Сергей Матренин и Алексей Курочкин (по 16,3%). Сенатор, владелец «Мультимедиа холдинга» Виталий Богданов передал 10% акций банку и вышел из капитала РМБ. Но контрагенты банка ожидали его перехода под контроль Владимира Антонова, бывшего владельца Инвестбанка и литовского Snoras. Другой банк, который на рынке связывали с Антоновым, – РИА-банк лишился лицензии в начале августа (представитель банка категорически опровергал его связь с Антоновым). Представитель ЦБ не ответил, имел ли отношение Антонов к инвесторам из Южной Осетии. Антонов и Курочкин не отвечали на звонки и сообщения.

РМБ 21 августа ограничил выдачу вкладов, а 1 сентября анонсировал появление нового инвестора – южноосетинского Республиканского банка развития. Стороны хотели работать в Южной Осетии, Сирии и Иране. В 2015 г. тогдашний председатель совета министров непризнанной Луганской народной республики (ЛНР) Геннадий Цыпкалов рассказывал, что между ЛНР и Южной Осетией заработает система денежных переводов (цитата по «РИА Новости»).

«Нам очень жаль, что в тот момент, когда банк договорился с новым инвестором, ЦБ принял решение об отзыве лицензии», – заявил предправления РМБ Булад Субанов, но оспаривать это решение и судиться с регулятором банк, по его словам, не будет.