Место изысканных ужинов от хедж-фондов занял сбор информации

По цифровому следу о клиенте можно узнать больше, чем за личным разговором
Главная трудность инвестора – это размер информации, которую нужно переработать/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Отчетность за II квартал производителя спортивной одежды Under Armour неприятно удивила инвесторов: компания отчиталась о падении прибыли и продаж. Но едва ли это стало сюрпризом для хедж-фондов, массово покупающих данные о компаниях. О трудностях Under Armour можно было узнать, например, по сокращению вакансий на сайте и снижению средней цены на продукцию.

Спрос на такую информацию растет, и продавцов ее становится все больше. Провайдеры выжимают ценную информацию из сайтов компаний и их аккаунтов в соцсетях, отзывов и количества скачанных приложений. «Инвесторам придется покупать и анализировать все больше информации, – отмечает управляющая компания BlackRock, – тот, кто этого не делает, рискует отстать». Данные – от геолокации до потребительских трендов – покупаются, а затем переупаковываются в продукты для инвесторов. По оценке Tabb Group, через пять лет продажи этого сегмента удвоятся до $400 млн в год.

«Это дивный новый мир, – говорит бывший федеральный прокурор Джонатан Стритер. – Не слышал, чтобы было судебное разбирательство по этому вопросу, но все ждут».

Инвесткомпания Point72, управляющая деньгами миллиардера Стивена Коуэна, ежедневно анализирует данные о 80 млн транзакций по банковским картам. Об этом рассказал директор Point72 по рыночной информации Мэтью Грэнейд. Компания также пользуется спутниковыми снимками парковок и данными геолокации, показывающими, сколько покупателей сейчас в магазине, отеле или ресторане, и узнает о положении компании задолго до публикации релиза с отчетностью.

Главная трудность инвестора – это размер информации, которую нужно переработать. В мире более 1 млрд сайтов и более 10 трлн веб-страниц с 500 млрд Гб информации (данные Deutsche Bank). Посреднический бизнес – помогающий инвесторам получить из гигабайтов нужную информацию – становится все более популярным.

По оценке Data Insider, на рынке уже более 100 компаний, продающих такую информацию. SpaceKnow, с помощью спутниковых снимков следящая за экономической активностью в Китае и Африке, привлекла в 2017 г. $4 млн, а Prattle, умеющая интерпретировать слова представителей центробанков и превращать их в товар, – $3,3 млн. «Такие данные недолго будут оставаться альтернативными, скоро они станут ключевым инструментарием любого портфельного управляющего», – отмечает консалтинговая фирма Greenwich Associates.

О том, что использование таких данных незаконно, речи не идет, но юристы призывают к осторожности. Способы сбора информации, а также эксклюзивность соглашений хедж-фондов с продавцами привлекают внимание регуляторов и прокуроров. Хедж-фонды обеспокоены, что провайдеры информации не всегда удаляют из нее персональные данные.

Некоторые управляющие хедж-фондов говорят, что ждут, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) займется проблемой. «Сейчас это как Дикий Запад, но рано или поздно регуляторы обратят на него внимание, – отмечает один из них. – Я еще не видел непротиворечивого юридического заключения, хотя и искал».

В 2010 г. были громкие аресты, когда выяснилось, что трейдеры, управляющие и аналитики пользовались неопубликованной информацией о тестах новых лекарств. Инсайдерские данные они получали от врачей и представителей компаний. На этот раз прокурорам будет непросто обвинить в инсайде хедж-фонды, покупающие информацию, говорит Стритер. Данные о том, сколько покупателей в определенный день было в Walmart или Ralph Lauren, могут быть, например, у AT&T или Verizon. «Если посмотреть, что набрано мелким шрифтом в пользовательском соглашении, наверняка где-то сказано, что они могут продавать эти данные, поэтому это не будет нарушением», – отмечает Стритер. Больше вопросов вызывает продажа данных, взятых с сайтов компаний: юристы говорят, что их продажа третьим лицам может быть незаконной.

Несколько крупных хедж-фондов, включая Man Group и AQR Capital Management, полагают, что эксклюзивные данные не стоят затрат и юридических рисков.

Директор по инвестициям Man Group Сэнди Ратрей говорит, что ему предлагают эксклюзивные данные дважды в неделю, но он считает, что это слишком дорого и в любом случае Man Group проанализирует их иначе, чем другие фонды.

Перевела Татьяна Бочкарева