Проблемный Русский международный банк нашел капитал в Южной Осетии

Новые собственники хотят работать с Сирией и Ираном
Основными акционерами, сообщил РМБ, станут Республиканский банк развития и российский бизнесмен Алексей Курочкин
Основными акционерами, сообщил РМБ, станут Республиканский банк развития и российский бизнесмен Алексей Курочкин / А. Гордеев / Ведомости

Стратегическим инвестором Русского международного банка (РМБ), ограничившего выдачу вкладов, может стать Республиканский банк развития, зарегистрированный в Южной Осетии, сообщил РМБ.

Инвесторы, сообщает банк, не боятся санкций – РМБ будет обслуживать клиентов в Южной Осетии, признанной Россией, Никарагуа, Венесуэлой и Науру (остальные страны считают ее частью Грузии), а также организуют прозрачную систему международных расчетов с Сирией и Ираном.

Скорее всего, инвесторы уже просчитали все риски и готовы к возможным санкциям за работу в Сирии и Иране, уверен председатель комитета Думы по делам СНГ Леонид Калашников, но вряд ли банку грозят санкции за работу в Южной Осетии, она не присоединена к России, как, например, Крым.

Основными акционерами, сообщил РМБ, станут Республиканский банк развития и российский бизнесмен Алексей Курочкин. В июле 2017 г. РМБ объявил, что готовится к смене собственников. Контрагенты банка говорили, что его может купить скандально известный банкир Владимир Антонов (см. врез). Связаться с Антоновым не удалось.

Сейчас РМБ владеют родственница сенатора Александра Шишкина Анастасия и Николай Заволокин (по 19,9% акций), Сергей Матренин и Алексей Курочкин (по 16,3%). Из РМБ вышел сенатор от Курской области и владелец «Мультимедиа холдинга» Виталий Богданов – он передал свои 10% банку. Предправления РМБ Булад Субанов отказался отвечать на вопросы.

Рисковый банкир

Владимир Антонов владел калининградским Инвестбанком, крах которого стал одним из крупнейших страховых случаев Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В 2011 г. Антонов продал Инвестбанк подчиненному, спустя два года банк лишился лицензии. АСВ оценило дыру в Инвестбанке в 44 млрд руб. Антонову принадлежал литовский банк Snoras: в 2011 г. он и его латвийская «дочка» национализированы, дыра превысила $1,5 млрд.

Банк 21 августа объявил, что по требованию ЦБ временно приостановил открытие счетов и прием депозитов. 1 сентября в колл-центре сообщили, что банк выдает вклады: 100 000–250 000 руб. Представитель банка это не комментирует.

Капитал из Южной Осетии впервые инвестируется в российский банк. Сайта у Республиканского банка развития нет. Вопрос, есть ли в Южной Осетии банк с капиталом, чтобы поддержать РМБ, рассуждает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, но раз объявлено о договоренностях, скорее всего, это так. «Любое вхождение в капитал, в том числе иностранного инвестора, согласует ЦБ, который тщательно проверяет все документы и источники финансирования», – не видит проблемы заместитель гендиректора «Финэкспертизы» Наталья Борзова. Вряд ли банк будет работать с американскими компаниями, так что санкции ему не страшны, считает она.

Один из важных вопросов при работе с другими юрисдикциями, предупреждает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич, – вопрос правовой защищенности сделок, если обязательства не будут исполнены. В ситуации с конкретным лицом, которое находится в России, США или любой другой стране, можно заявить требования по месту нахождения ответчика. При работе с Южной Осетией нужно внимательно проработать вопрос правовой защиты, заключает он.

Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей».