Центробанк ужесточает требования к собственникам УК, НПФ и страховщиков
Не более чем 10% их акций должно приходиться на офшоры с 2018 годаСтраховые и микрофинансовые организации, управляющие компании (УК) и пенсионные фонды (НПФ) готовятся менять структуру собственности – с января 2018 г. не более чем 10% их акций или долей может находиться под прямым или косвенным контролем компаний, зарегистрированных в офшорах. Такое требование вводит закон о специальных экономических мерах, принятый 29 июля.
Госдума дала компаниям на реструктуризацию полгода – закон вступает в силу только 28 января 2018 г. Под его действие подпали лишь офшорные зоны, официально признанные Минфином, всего в перечне 40 государств и территорий. Кипр, например, с 2013 г. к офшорам не относится.
Среди компаний, которым предстоит менять структуру акционеров, есть и крупные игроки, например: дружественная Альфа-банку УК «Альфа капитал», до сентября 2016 г. связанная со структурами Бинбанка УК «МДМ», «АК барс страхование» и «АК барс капитал». Кроме того, закон затрагивает микрофинансовые организации (МФО), где офшорным компаниям принадлежит «СМС финанс», «Лига денег» (обе компании входят в топ-10 рынка МФО, по данным «Эксперт РА») и др.
Какие собственники не в чести
В числе офшорных юрисдикций, согласно списку Минфина, сейчас находятся также: Содружество Доминики, Мальдивы и Сейшелы, Китай, однако Гонконг вскоре могут исключить из числа офшоров, Монако, Кюрасао, ОАЭ и др.
УК «Альфа капитал» придется перекладывать минимум 90% долей: оба собственника компании – «Альфа инвестиции» и «АК холдер» – зарегистрированы на Виргинских островах. Здесь же находятся головные компании «СМС финанс» (на 100% принадлежит «Галла реслосиз лимитед») и «Лиги денег» («Оллбани инвестинг лимитед»). 55,75% УК «МДМ» принадлежит компании «Фридом прайвет кэпитал фандс» с регистрацией на Гернси.
Перечень офшоров не редактировался Минфином с 2014 г., отметил руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа капитал» Николай Швайковский: «Он вполне может быть скорректирован. В любом случае компания будет неукоснительно следовать требованиям законодательства в установленные сроки». Представитель УК «МДМ» отказался от комментариев, в остальных компаниях не ответили на запрос.
«Пока что я не замечаю никакого движения, хотя закон касается как минимум сотни компаний», – говорит гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. ЦБ и раньше рекомендовал максимально «распрямить» систему владения, поэтому закон не стал неожиданностью для рынка, говорит управляющий директор НРА Павел Самиев, замечая, что таких компаний немного, так что массовых хлопот новый закон не доставит. Однако со временем ЦБ может заставить раскрыться и те иностранные компании, которые зарегистрированы в неофшорных юрисдикциях, полагает он.
Этот закон вписывается в обозначенные несколько лет назад государственную концепцию деофшоризации, рассказывает Сосков, и курс на максимальную прозрачность финансовых институтов, по которому идет ЦБ. Так же считает и управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако, по его словам, ЦБ и так знает устройство этих финансовых институтов – вплоть до конечных бенефициаров, поэтому изменение структуры не будет болезненным для компаний. «Центробанку закон, в частности, поможет контролировать связанность компаний – например, УК и НПФ, – отмечает Митрофанов. – При этом ничего не мешает этим организациям перевести конечного бенефициара на Кипр и уйти из-под контроля».
«Даже если компаниям придется менять структуру собственности, их текущий заработок покроет затраты на открытие компании в том месте, которое формально не является офшором», – соглашается аналитик АКРА Юрий Ногин. ЦБ оставил вопросы без ответа, так же поступили и перечисленные МФО.