Плохо водишь – больше платишь
Умные полисы уже завоевали рынок Великобритании и США и активно приживаются в РоссииМолодой британец, на протяжении многих часов игравший у приятеля в компьютерные игры, уснул за рулем. Машина перевернулась и улетела в кювет. Полиция нашла машину благодаря установленному на ней телематическому оборудованию, пишет FT, с полотна дороги она не была видна.
В Великобритании страховые полисы с телематикой продаются уже 10 лет, но реальный спрос на них появился лет пять назад, следует из отчета консалтинговой Ptolemus. Сейчас в стране 850 000 активных полисов умного страхования, и их число увеличивается на 6–8% за квартал. «Этот сегмент стремительно растет, – сказал FT партнер Boston Consulting Group Офир Эйал. – Но он еще очень невелик». Особенно выгодным этот продукт может оказаться молодым водителям. «19-летний может заплатить 4800 фунтов ($6100) за страховку без телематического оборудования, но с оборудованием цена может быть втрое ниже», – говорит Майкл Лоуренс из страховой компании LV.
Телематика собирает данные о местоположении автомобиля, скорости движения и манере вождения – в первую очередь разгоне и торможении, говорит Джонатан Хьюитт из Octo Telematics. На основе этих данных составляется рейтинг водителя, а затем – скидки на страховой полис. По его словам, если авария произошла в безлюдном районе, эти данные могут быть переданы полиции. По словам Лоуренса, телематика также предупредит о вероятности обледенения дорог, а также авариях и пробках.
Приманка для вора
Чаще всего в США угоняют машины производства 90-х гг., не оснащенные противоугонными системами, показывают данные Национального бюро по вопросам преступлений в сфере страхования (NICB). Популярными у воров в 2016 г. были две модели Honda – Accord и Civic: 100 000 в год. «Они остаются популярной целью угонщиков, поскольку это последнее поколение авто без антиугонных систем», – цитирует Bloomberg отчет NICB.
По оценке Aviva, 74% водителей полагают, что телематика сделает вождение более безопасным. Трети водителей от 35 до 65 лет не нравится, что телематика будет за ними «следить», говорится в исследовании Consumer Intelligence.
В России телематические страховые продукты выбирают 3–4% покупателей полисов каско, уже нет необходимости устанавливать специальное оборудование – его заменило мобильное приложение, говорит заместитель гендиректора «Альфастрахования» Татьяна Пучкова. Следующим шагом будет «продукт по потребностям», считает она: страховка от угона будет действовать круглосуточно, а защита от ошибок водителя – лишь при движении.
У «Ренессанс страхования» для молодых водителей есть продукт на базе телематического устройства и мобильное приложение Economatica, рассказывает вице-президент группы Алия Валиуллина. Водители из Москвы и Петербурга в возрасте до 29 лет могут получить скидку до 50% при покупке полиса с опцией Economatica, а через три месяца улучшить условия своей страховки за счет сокращения или полной отмены франшизы.
У «Ингосстраха» доля умных полисов составляет порядка 1%, отмечает Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах». По оценке компании, через 3–4 года их число превысит 3 млн. По прогнозу Национального агентства финансовых исследований, к 2020 г. продукты умного страхования займут долю рынка в 52%.