Перевод пенсий резко снизился в июле
Заявления на перевод пенсионных накоплений в ПФР перестали подавать из-за ограничений для удостоверяющих центровПоток заявлений от граждан, желающих сменить пенсионный фонд, резко иссяк, следует из статистики, предоставленной Пенсионным фондом России (ПФР) за июль. В среднем с января по июнь в ПФР от граждан поступало около 730 000 заявлений о переводе накоплений в месяц (всего на 1 июля их было 4,38 млн), за июль количество сократилось в 6 раз – до 120 000.
На это повлияло закрытие самого популярного канала подачи заявлений – удостоверяющих центров (УЦ). Июль стал первым месяцем с 2014 г., когда ПФР не принимал заявления через УЦ – организации, которые ПФР отобрал для обработки заявлений о смене фонда (выдача людям электронной подписи, ее подтверждение и т. д.). В июне Счетная палата выявила массовые фальсификации заявлений на протяжении пяти лет – в 2012–2016 гг., в которых не последнюю роль сыграли УЦ. Сразу после этого ПФР прекратил принимать заявления от УЦ, хотя в 2016 г., по данным Счетной палаты, на них приходилось 87% от всех поданных заявлений.
В итоге в июле сложилась нехарактерная для рынка ситуация: число граждан, которые хотели бы перевести свои накопления в ПФР (7030), превысило число тех, кто хотел его покинуть (5575). Основная часть заявок (107 262) была на переход из одного НПФ в другой. Заявлений от молчунов аномально меньше, чем от тех, чьи накопления уже хранятся в другом НПФ, – в июне фондам удалось переманить около 1,1 млн молчунов и 800 000 клиентов других фондов.
Количество заявлений сократилось более чем в 6 раз, говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, только за июнь в ПФР поступило 2 млн заявлений (см. график) и в июле их было бы еще больше, если бы ПФР не прекратил принимать заявления из УЦ.
«Приостановка приема заявлений через УЦ могла привести к резкому уменьшению количества заявлений о переходе, подаваемых в ПФР», – говорит первый вице-президент Национальной ассоциации НПФ Сергей Эрлик. Представитель ПФР подтверждает: заявления в электронном виде больше не принимают – и это объясняет спад. У граждан осталось три способа подачи заявления, указано в сообщении на сайте ПФР: через офисы ПФР или МФЦ, через портал госуслуг или сайт ПФР, а также отправив документы по почте.
Представитель НПФ «Лукойл-гарант» замечает, что после отключения УЦ фонды на какое-то время изменили работу с агентами, но сейчас возобновили продажи в обычном режиме и менять планы по количеству заключаемых договоров не планируют, несмотря на то что подача «лично в ПФР» не дает таких результатов.
Использование электронно-цифровой подписи значительно упрощало подачу заявлений, согласна гендиректор «ВТБ пенсионный фонд» Лариса Горчаковская, а теперь фонд отдельно информирует клиентов о необходимости подачи заявления в ПФР. Однако, по ее словам, единственной альтернативой УЦ может быть портал госуслуг, который позволит снизить риски мошенничества на пенсионном рынке. Вернуться к прежней схеме можно будет только после того, как все причины выявленных нарушений будут устранены, отрезает Горчаковская. «Изменение технологии подачи приведет к перестройке работы агентов, но наши фонды продолжают привлекать клиентов, ориентируясь прежде всего на молчунов», – указывает представитель пенсионной группы «Сафмар».
Если в 2016 г. ПФР удовлетворил 54,2% от принятых заявлений, то при текущих условиях, по оценке НПФ «Лукойл-гарант», в 2017 г. конвертация не превысит 30%.
Собеседники «Ведомостей» сходятся во мнении, что предсказывать, сколько заявлений будет получено по итогам года, пока рано – основной пик подачи таких заявлений приходится на конец года. «Последний квартал года прежде давал свыше половины таких клиентов», – говорит руководитель аналитической службы Ассоциации НПФ Евгений Биезбардис. По итогам 2017 г. количество переходов снизится по сравнению с прошлым годом не более чем на 20%, уверен Эрлик.