10 лет глобальному ипотечному кризису
США уже вернули деньги, потраченные на спасение финансовой системыУправляющий хедж-фонда Стив Айсман в июле 2007 г. участвовал в телеконференции с аналитиками S&P: агентство собиралось снижать рейтинги облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами, на $7,3 млрд. В 2006 г. банки секьюритизировали $445 млрд рисковых ипотечных ссуд (subprime). «Ипотечные кредиты subprime уже много месяцев в новостях, от просроченных кредитов банки страдают уже много-много месяцев, и я хочу понять, почему вы сообщаете, что собираетесь снижать рейтинги, сегодня, а не много месяцев назад?» – спросил Айсман, пишет Bloomberg. В ответ он услышал, что бонды должны «вызреть», прежде чем может быть снижен их рейтинг. В течение следующего года S&P и Moody’s снизили рейтинги выпускам ипотечных облигаций более чем на $1 трлн.
Началом кризиса принято считать 9 августа 2007 г. В тот день французский банк BNP Paribas сообщил, что три его инвестфонда, работающих на ипотечном рынке США, заморозят выдачу денег клиентам, поскольку им остро не хватает ликвидности. ЕЦБ отреагировал на это вливанием 95 млрд евро в банковскую систему. Позже Адам Эпплгарт, гендиректор британской ипотечной компании Northern Rock, одной из жертв кризиса, скажет, что «в этот день мир изменился». Но в августе 2007 г. еще мало кто понимал масштаб происходящего.
До краха инвестбанка Lehman Brothers оставалось больше года, первые звоночки надвигающегося кризиса уже прозвучали. В июле 2006 г. цены на рынке недвижимости США достигли пика. В феврале 2007 г. британский HSBC получил убыток от ипотечного бизнеса в США, в апреле обанкротилась New Century – компания США, выдававшая ипотечные кредиты категории subprime, в июне с серьезными трудностями столкнулись два хедж-фонда инвестбанка Bear Stearns.
До конца 2008 г. США придется национализировать ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, пережить банкротство Lehman, гасить эффект домино на рынке, грозивший новыми крупными банкротствами, и спасать банки и другие финансовые компании на средства налогоплательщиков. Только страховавшая от дефолтов AIG получила от государства $182 млрд капитала и гарантий.
«А посадки где?»
Ни одному банкиру Уолл-стрит не было предъявлено обвинений в связи с кризисом 2008 г., пишет FT со ссылкой на подсчеты Sigtarp. Другое дело – коммерческие и ипотечные банки, а также компании, финансировавшие недвижимость: там обвинения предъявлены 324 финансистам.
Из пятерки крупнейших инвестбанков США пережили 2008 год только два – Goldman Sachs и Morgan Stanley (но и их регуляторы заставили получать лицензии коммерческих банков). Bear Stearns в марте 2008 г. был продан JPMorgan, Lehman обанкротился, Merrill Lynch был в шаге от банкротства, когда его купил Bank of America (BofA).
В Европе пострадали банки многих стран – от Ирландии до Греции, и почти везде для спасения банков использовались бюджетные деньги. В 2015 г. МВФ решил оценить, насколько окупились эти затраты. «Мы вернули каждый цент, использованный для спасения банков», – говорил экс-президент США Барак Обама. Это так, подтвердил МВФ: США вернули даже больше, чем вложили в банки. В Великобритании ситуация хуже: хотя правительство продало все акции Lloyds Banking Group, оно пока не может избавиться от акций Royal Bank of Scotland: его котировки еще не вернулись на уровень 2008 г. Мало шансов вернуть потраченное на спасение банков у Ирландии и Греции, полагает МВФ, – в лучшем случае на это уйдет не один год.
За нарушения, вызвавшие кризис 2008 г., глобальные банки заплатили $150 млрд штрафов, подсчитала FT. Львиная доля этих выплат – $89 млрд – приходится на продажу ипотечных облигаций: банки предлагали инвесторам рисковые инструменты под видом надежных. Больше всего пришлось заплатить BofA ($56 млрд) – в основном за нарушения купленных в кризис Countrywide и Merrill Lynch. На втором месте – JPMorgan ($27 млрд), который также расплачивается за нарушения купленных в кризис Bear Stearns и Washington Mutual. Можно спорить о том, большие ли это штрафы, но проблемы с комплаенсом у банков нужно было решать, отмечает старший партнер Boston Consulting Group Джеролд Грассхофф.
В июне в Великобритании начались судебные слушания по делу экс-гендиректора Barclays Джона Варли и других бывших топ-менеджеров. Их обвиняют в нарушениях при докапитализации Barclays в кризис.