Искусственный интеллект заменяет банкиров

Он отвечает на запросы, уточняет предпочтения клиентов и помогает формировать портфели
Искусственный интеллект помогает клиентам JPMorgan: он изучает их предпочтения и подбирает им инструменты для инвестиций
Искусственный интеллект помогает клиентам JPMorgan: он изучает их предпочтения и подбирает им инструменты для инвестиций / Kathy Willens / AP

Раньше запрос клиента выполнялся вручную, а теперь машина с искусственным интеллектом сделает это более эффективно», – отмечает Дэвид Феллах, занимающийся квантовыми исследованиями в JPMorgan. С I квартала JPMorgan тестирует на европейском рынке акций алгоритмическую программу LOXM, в конце года она заработает в США и Азии, рассказал FT начальник отдела электронной торговли акциями JPMorgan Даниэль Симент. По словам Симента, в Европе LOXM показала результаты «гораздо лучше», чем бенчмарк. У конкурентов JPMorgan такой технологии нет и на ее разработку уйдет 1,5–2 года и миллионы долларов, полагает банк.

Программа JPMorgan не принимает решение, какие акции покупать: она нужна, чтобы точнее представлять предпочтения клиентов и выполнять их заказы с максимальной скоростью и по лучшим ценам. Одно из возможных применений LOXM – обучение компьютера предпочтениям и реакциям клиентов, чтобы он это учитывал при выборе акций. «Но это будем делать только с согласия клиента», – оговаривается Симент. По словам Феллаха, программу можно будет применять, например, для автоматического хеджирования сделок.

Беспилотный банк

Карлос Торрес Вила
Гендиректор банка BBVA
«Люди не любят ходить в банк. Это скучно, это занимает время, это причиняет им стресс, а у людей появляются дурные финансовые привычки. Но мы можем сделать следующее: обработать данные и искусственный интеллект обеспечит клиентам душевное спокойствие, у них будет почти волшебное ощущение, что все в их финансовой жизни происходит, как они хотят. Это почти как ощущение от самоуправляемого банка».
CNBC, 30 июня 2017 г.

У JPMorgan большой IT-бюджет – $9,6 млрд, или вдвое больше, чем у конкурентов (данные Morgan Stanley), и банк уже автоматизировал многие операции бэк-офиса. Год назад он внедрил технологию, основанную на искусственном интеллекте, которая высвободила 360 000 часов рабочего времени в год у юристов и банкиров, рассматривающих заявки на кредиты. JPMorgan готовится предложить институциональным клиентам, даже таким, как BlackRock, облачные технологии, которые позволят им торговать без помощи сотрудников банка.

«Мы готовы инвестировать, чтобы быть впереди конкурентов, – говорила финансовый директор JPMorgan Мэриан Лейк. – Мы не можем позволить себе ждать, поскольку реальность меняется на глазах».

«Об автоматизации процессов бэк-офиса говорится много, – отмечает операционный директор инвестбанковского подразделения UBS Беатрис Хименес, – но мы решили поговорить с сотрудниками фронт-офиса, чтобы понять, не нужны ли им роботы, и нашли, где это необходимо». Первый шаг в этом направлении UBS сделал вместе с Deloitte, пишет FT. Они разработали программу, умеющую сканировать электронные сообщения клиентов, в которых те объясняют, как распределить большие пакеты акций между фондами. Машине нужно две минуты на то, что «руками» делалось за 45 минут. «Робот читает мейлы и выполняет указания по аллокации, – говорит Хименес, – а у сотрудников высвобождается время для более сложной работы».

По данным Accenture, опросившей 600 банкиров, 76% из них полагают, что в ближайшие три года для большинства банков искусственный интеллект станет основным инструментом взаимодействия с клиентами. Технологии теснят банкиров со всех сторон и в какой-то момент они могут стать не нужны, повторив судьбу Kodak, сказал CNBC экс-гендиректор Barclays Энтони Дженкинс, занимающийся теперь собственным финтехпроектом. «В Великобритании ситуация развивается быстрее, чем я думал, – говорит Дженкинс. – Посещаемость отделений сокращается на 15% за год, и это огромный эффект». «Искусственный интеллект общается с клиентами, и бывает, что он лучше отвечает на вопросы, чем сотрудник банка», – отмечает гендиректор Rabobank Вибе Драйер.