Финансовый омбудсмен может быть приравнен к третейскому судье
Страховщиков и банкиров обяжут выполнять его решенияМинфин и ЦБ договорились о том, как будет работать служба финансовых уполномоченных, которая должна решать споры между финансовыми компаниями и гражданами в досудебном порядке. Стороны согласовали поправки в законопроект ко второму чтению (с ними ознакомились «Ведомости»).
Из них следует, что служба может заработать не ранее I квартала 2018 г. – закон вступает в силу спустя 180 дней с даты публикации. Первые полгода служба будет рассматривать споры граждан со страховщиками по ОСАГО, со всеми обращениями омбудсмен будет работать с 2021 г. Обратиться туда смогут только граждане, в том числе по электронной почте или через портал госуслуг. Решения службы будут сродни решениям третейского суда: компании должны их исполнить в любом случае. Если же компания категорически не согласна с вердиктом омбудсмена, она сможет оспорить решение в суде в течение 30 дней.
Служба сможет представлять интересы граждан в суде, таким образом примирители перекроют недобросовестным автоюристам канал заработка на рынке ОСАГО, следует из документа.
Пока вне закона
Сейчас в России такой службы нет, ее функции выполняет на добровольных началах экс-депутат Павел Медведев, он работает финансовым омбудсменом при Ассоциации российских банков. Закона, который регулирует его деятельность, нет. Первая версия документа была разработана в 2012 г., лишь два года спустя законопроект прошел первое чтение в Госдуме. В конце 2016 г. президент Владимир Путин поручил правительству доработать закон до февраля 2017 г.
Омбудсмен будет публиковать данные о числе жалоб на компании с указанием имен, исходя из этой информации потребители смогут выбирать себе поставщиков продукта. Запуск службы с учетом новых положений законопроекта станет мощным стимулом урегулировать споры на этапе взаимодействия с самой финансовой компанией, передал первый зампред ЦБ Сергей Швецов через пресс-службу.
Омбудсмен значительно снизит нагрузку на мировых судей, районные и городские суды, говорит представитель «Альфастрахования». То, что только физлица смогут обратиться к омбудсмену, вкупе с остальными требованиями закона действительно ограничит влияние недобросовестных автоюристов, которые повышали убыточность ОСАГО, рассуждает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев: судебные расходы страховщиков могут сократиться.
Этот институт может повысить финансовую нагрузку на страховщиков, парирует гендиректор компании МАКС Надежда Мартьянова, вопрос финансирования омбудсмена не определен, а с учетом деятельности недобросовестных автоюристов и людей, которые по доверенности или договорам цессии пойдут с автоюристами в суд, омбудсмен проблему в ОСАГО не решит. Также есть опасность, что омбудсмен будет принимать слишком осторожные решения, если придется компенсировать расходы страховщикам, которые выиграли судебный спор, предупреждает действующий примиритель Павел Медведев. «Помощь человеку в суде – это избыточно. Если финансовая организация недовольна решением омбудсмена, то она должна подавать в суд на омбудсмена», – рассуждает он.
В пресс-службе Минфина на вопросы «Ведомостей» по существу не ответили, сообщив лишь, что дискуссия по законопроекту продолжается.