Рынок размещения криптовалют (ICO) горяч, и ажиотажа вокруг него все больше
Но это лотерея, где можно хорошо заработать, а можно все потерятьС начала года компании привлекли на ICO (букв. «первичное размещение монет» по аналогии с IPO) свыше $1 млрд, или более чем в 10 раз больше, чем за весь 2016 год (данные Smith & Crown). «Это очень горячий рынок, – сказал WSJ партнер юридической фирмы Cooley Марко Сантори. – За последние полгода на ICO приходится 60% моей работы».
Самые недавние ICO провели производитель софта Dynamic Ledger Solutions (Tezos) и стартап block.one, специализирующийся на продуктах на основе технологии блокчейн. Вместе они привлекли почти $400 млн, это больше, чем удалось привлечь поставщику ингредиентов и рецептов Blue Apron на первичном размещении акций в конце июня: $300 млн.
На ICO инвесторы покупают новые криптовалюты – монеты, или, как их еще называют, цифровые токены, которые впоследствии можно будет обменять на продукт компании, проводящей ICO. Для оплаты обычно используются биткоины и эфириумы, из-за чего биткоин за полгода подорожал на 160%, а эфириум – на 3350%.
Компании, проводящие ICO, обычно молоды. Dynamic Ledger, основанная экс-трейдером Morgan Stanley и Goldman Sachs, существует три года, block.one была создана в этом году. Их продукты – пока обещания, а не реальность. Для сравнения: Blue Apron, размещавшая в июне акции, существует пять лет, у нее понятный инвесторам бизнес, а выручка в 2016 г. составила $800 млн. Еще два года назад она привлекала капитал от инвесторов и была оценена в $2 млрд.
У компаний, привлекающих деньги на ICO, внятного продукта часто нет, как нет и проспекта перед размещением. Эстонский Polybius Bank, например, хочет стать криптовалютным интернет-банком, который не будет подчиняться законам США о ценных бумагах. Стартап Gnosis, разрабатывающий технологию для составления прогнозов по прибыли, в апреле привлек $12,5 млн. Его токены были распроданы за 12 минут. В ноябре 2016 г. польская фирма Golem, называющая себя «Airbnb для компьютеров», за полчаса получила от инвесторов $8,6 млн. Golem будет предоставлять в аренду компьютерные мощности.
Рынок IPO тоже растет
$27 млрд привлекли компании США на IPO с начала года, или втрое больше, чем годом ранее (данные Dealogic). С января высокотехнологичные компании разместили акций на $5,9 млрд по сравнению с $900 млн годом ранее
Тем не менее есть крупные инвесторы, которым интересны ICO. Тим Дрейпер, хорошо известный в Кремниевой долине венчурный капиталист и давний проповедник криптовалют, не скрывал, что будет участвовать в размещении токенов Dynamic Ledger.
Дрейпер, у которого в послужном списке есть прибыльные инвестиции в Skype, Tesla и eBay, говорит, что вложения в ICO для него не совсем обычны, как «инвестиции не для прибыли». Но он не считает их благотворительностью: «Думаю, мы заработаем на этом много денег».
Но инвестирование в токены несет немалый риск. «Широкий круг инвесторов в своем большинстве понятия не имеет [во что они инвестируют], – говорит директор информационно-аналитической компании Bitcoin Embassy Фрэнсис Полуат. – Даже стартапы с хорошим будущим могут оказаться плохой инвестицией».
Пока сектор ICO не регулируется законами США о ценных бумагах, но стартапы начинают задумываться, как ситуация может измениться в дальнейшем. Сооснователь Gnosis Мартин Коппелманн не видит причин для беспокойства, тем более что Gnosis перед ICO консультировалась с аудиторами: «Худшее, что может случиться, – это то, что нам придется заплатить сколько-то налогов, но плохого с нами ничего не случится». С мая токены Gnosis подорожали втрое.
Улаф Карсон-Ви недавно создал хедж-фонд для инвестиций в новые токены. ICO – очень рисковый бизнес, уверен он. «Большинство этих стартапов ждет крах, – полагает он. – Большинство из них с самого начала были плохой идеей». Ондрей Пилны создал сайт с информацией об ICO и сам инвестировал в некоторые из них. Но он вкладывает столько денег, сколько готов потерять, «поскольку криптовалюты и криптоактивы – это очень рисковые инвестиции».