«Югра» получила «Прямые инвестиции»
Основной акционер банка меняет прописку: вместо швейцарской Radamant Financial Алексея Хотина в его капитал войдут российские «Прямые инвестиции»У банка «Югра» сменится акционер, следует из сообщения Федеральной антимонопольной службы (ФАС): вместо швейцарской Radamant Financial AG, через которую банком владеет Алексей Хотин, в капитал войдет российское АО «Прямые инвестиции» – такое ходатайство рассмотрела и удовлетворила служба. Уставный капитал этой компании будет оплачен акциями «Югры», сообщила ФАС. Фактически у банка меняется акционер: вместо Radamant Financial им станут «Прямые инвестиции», уточнила замначальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева.
Radamant Financial владеет 52,42% акций «Югры», а доля «Прямых инвестиций» в капитале банка составит 86,83%. «Остальные акционеры [кроме Хотина] совокупно идут в «Прямые инвестиции», это будет совместная большая компания, новых акционеров [у банка] не будет», – говорит президент «Югры» Алексей Нефедов.
«Прямые инвестиции» зарегистрированы 5 апреля 2017 г., более 60% их акций принадлежит Radamant Financial, остальное – физлицам, следует из данных СПАРК.
Представитель «Югры» сообщил, что в рамках реализации государственной линии деофшоризации планируется полное исключение контроля над банком компании с юрисдикцией иностранного государства, это позволит установить прозрачный и понятный контроль над кредитной организацией. В ЦБ подано ходатайство о выдаче предварительного согласия на приобретение «Прямыми инвестициями» акций «Югры» – ЦБ рекомендовал АО получить предварительно согласие ФАС, рассказывает он.
Помощь пришла
Radamant Financial за счет безвозмездной помощи увеличивает капитал «Югры» на 5,1 млрд руб., сообщило в пятницу агентство Progress, занимающееся PR-сопровождением банка. В конце мая банк объявлял, что акционеры планируют простить ему субординированные депозиты на $500 млн (28,3 млрд руб. по курсу ЦБ на тот момент).
Прозрачная структура владения банком – давнее пожелание регулятора, говорит финансист, знающий это от сотрудников ЦБ. До 2015 г. банком владели 12 человек, хотя участники рынка были уверены, что де-факто банк контролировали Юрий и Алексей Хотины. В конце 2015 г. банк провел допэмиссию в пользу Radamant Financial – в результате среди владельцев «Югры» появился Алексей Хотин.
«Возможно, это пожелание ЦБ – регулятор оценивает структуру собственности, и нерезиденты могут стать поводом для ее оценки как не очень прозрачной», – говорит методолог RAEX Юрий Беликов. Вероятно, сейчас идет речь о каких-то вливаниях в капитал банка и в случае российского юрлица для ЦБ проще контролировать происхождение средств, предполагает он: «Похоже, регулятор хочет убедиться, что «Югра» не докапитализирует сама себя, т. е. акционеры не используют средства банка для пополнения его капитала».
«Это может отражать общий тренд на деофшоризацию, для банковского рынка это тоже характерно. Это стимулируется регулятором: есть и беседы с акционерами, и с представителями холдингов. В случае с «Югрой», думаю, это тоже связано с этим трендом и отражает требование ЦБ показать более прозрачно структуру бенефициаров», – говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев.
Представитель «Югры» рассказывает, что ЦБ не требовал от банка спрямить структуру владения, ЦБ действующие банки не комментирует.