ЦБ советуется с Генпрокуратурой о нарушениях переходной кампании 2016 года
Регулятор пытается понять, какое наказание грозит фондам-нарушителямЦентробанк отправил письмо в Генпрокуратуру с просьбой разъяснить, по какому законодательству – уголовному или административному – могут оцениваться неправомерные действия в рамках переходной кампании 2016 г., рассказали «Ведомостям» сотрудники двух частных пенсионных фондов (НПФ). Содержание письма сотрудники регулятора раскрыли участникам совещания (прошло 9 июня), на котором ЦБ обсуждал итоги кампании, утверждают двое присутствовавших на нем и владелец крупного фонда, узнавший о встрече от своих подчиненных.
Центробанк попросил разъяснить как ситуацию с намеренно задвоенными заявками на перевод средств пенсионных накоплений из одного фонда в другой, так и то, какое определять наказание непосредственно за неправомерный перевод средств граждан – административное или уголовное, уточнили два участника встречи.
В марте Пенсионный фонд России (ПФР) подвел итоги переходной кампании 2016 г.: из 12 млн заявлений о переводе накоплений удовлетворено 6,8 млн. Более половины отказов (55,8%) вызваны тем, что ПФР получал от одного гражданина два заявления. Таким образом были забракованы 2,9 млн заявлений, или 24,2% всех поданных. По данным ПФР, с жалобами по переходной кампании 2016 г. обратилось порядка 2000 клиентов, причем от некоторых получено сразу несколько жалоб. ЦБ получил около 3000 жалоб.
Фонды заподозрили в этом недобросовестную конкуренцию. По их мнению, основная причина отказов в переводе к ним – вторые заявления, которые могли появиться без ведома клиента. Крупные игроки начали готовить коллективную жалобу в ЦБ, собирая нарекания клиентов. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель «ВТБ пенсионный фонд», а также один из клиентов НПФ «Сафмар» – Иван Тертычный, который в 2016 г. не смог перейти в «ВТБ пенсионный фонд». 15 мая фонд прислал ему уведомление о том, что его жалоба «перенаправлена в ЦБ в составе коллективной».
В пресс-службе регулятора отказались комментировать письмо в Генпрокуратуру, но подтвердили, что по итогам кампании 2016 г. к ним поступают жалобы на незаконный перевод клиентов из одного НПФ в другой, на удержание клиентов некоторыми фондами и на потерю инвестиционного дохода при досрочном переходе. По словам представителей ЦБ, аналогичные обращения фиксировались и в предыдущие годы. В пресс-службе Генпрокуратуры обещали прокомментировать ситуацию с письмом позднее.
Что предлагают лоббисты
НАПФ и АНПФ предложили меры для решения проблемы. НАПФ направила письмо в Минтруд и ПФР (2 июня), АНПФ – в ЦБ (отправлено 15 июня). НАПФ предлагает еженедельное информирование со стороны ПФР всех НПФ о поступивших заявлениях на перевод средств, проверку удостоверяющих центров и корректировку реестра застрахованных лиц, если клиент жалуется на неправомерный перевод, а оба фонда это подтверждают. АНПФ предлагает изменить закон о частных пенсионных фондах и обязать клиентов писать заявление на перевод накоплений в другой НПФ в своем фонде.
«Позиция ЦБ сводится к тому, что ответственность за все неправомерные действия агентов, которые привлекают клиентов в НПФ, лежит на самом фонде», – делится наблюдением один из участников встречи. По его словам, регулятору придется установить критерии ответственности фондов. «ЦБ может назначить штраф для фонда в 500 000–700 000 руб. за нарушение порядка привлечения клиентов. Можно штрафовать за каждого неправомерно привлеченного клиента в отдельности», – рассуждает он.
В основном жалобы поступают от фондов, входящих в Национальную ассоциацию пенсионных фондов (НАПФ), их руководители, ссылаясь на данные переходной кампании 2016 г., уверяли ранее, что большое количество отказов наблюдается при переходе клиентов из ряда НПФ, входящих в конкурирующую СРО – Ассоциацию НПФ (АНПФ).
В разы сократился переток клиентов из фондов, входящих в промышленно-финансовую группу «Сафмар», подконтрольную Микаилу Шишханову и Михаилу Гуцериеву, а также из фонда «Газфонд ПН», подконтрольного владельцу группы «Алор» Анатолию Гавриленко (входит в НАПФ), и НПФ РГС.
«Мы считаем, у ЦБ достаточно рычагов, чтобы навести порядок», – говорит президент НАПФ Константин Угрюмов. По его словам, риски для отрасли несут не возможные санкции со стороны ЦБ к тем, кто нарушает закон, а, наоборот, массовые действия мошенников, которые либо незаконным способом удерживают у себя счета застрахованных лиц, либо занимаются их незаконным переводом. «Нужно не прятать голову в песок и говорить, что этой проблемы не существует, а бороться с ней», – заключает он. Пресс-служба АНПФ от комментариев отказалась.
Президент АНПФ Сергей Беляков считает, что сегодня ЦБ реагирует на проблему только по факту жалоб и обращений, а нужно дорабатывать закон.