Большой объем информации не всегда помогает инвестору
Но профессиональные финансисты уверены в обратномКаждый, кто интересуется инвестициями и следит за финансовыми новостями и аналитикой, ежедневно сталкивается с лавиной мнений по самым разным вопросам. Финансовые эксперты рассуждают о том, почему рынок слишком сильно либо недостаточно сильно вырос. Экономисты объясняют, как последние статистические данные могут повлиять на политику центрального банка. Отраслевые эксперты доказывают, как последние квартальные результаты той или иной компании отразятся на котировках ее акций. Что уж говорить о таких событиях, как президентские выборы, особенно столь неординарные, как, например, во Франции.
Мы прислушиваемся ко всей этой какофонии мнений, поскольку по умолчанию считается: в инвестировании, как и в обычной жизни, чем больше информации и чем глубже ее анализ, тем более взвешенное и эффективное решение можно будет принять.
В финансовом мире постулат о том, что чем больше информации, тем лучше, считается практически общепринятым, указывает Джеймс Монтиер из управляющей компании GMO, под управлением которой активы на $77 млрд. Частично это объясняется широко распространенной верой в теорию эффективных рынков, полагает он. Если рынок уже включил в цену всю известную информацию, то, чтобы обыграть его, инвестор должен раскопать какую-то новую информацию, еще не известную другим.
Но действительно ли больше информации, больше анализа и больше мнений помогает нам в той степени, как нам кажется? Монтиер еще в 2005 г. утверждал: инвесторы нередко могут так помешаться на попытках отделить зерна от плевел в «сбивающей с толку смеси новостей и информационного шума», что это крайне негативно скажется на их результатах. За прошедшее с тех пор десятилетие с лишним уровень «новостей и информационного шума» вырос на порядок.
Сегодня инвестору не просто доступно больше информации. Все больше участников рынка утверждают, что для ее обработки они используют мощь компьютеров и таким образом получают долгосрочное преимущество над всеми прочими.
Хедж-фонды вкладывают круглые суммы в технологии обработки больших данных. Некоторые из них, например, прочесывают социальные сети, чтобы попытаться предсказать популярность ресторанной сети или шансы кандидата выстрелить во время предвыборной гонки. Другие анализируют погодные явления или информацию о расходах по кредитным картам. И речь не только о фондах, разрабатывающих алгоритмические стратегии инвестирования. Все больше традиционных управляющих компаний нанимают специалистов по обработке данных, чтобы помочь им во все возрастающей конкуренции. В основе всех этих действий лежит вера в то, что, собрав больше информации (если, конечно, она высокого качества и правильно проанализирована), можно получить дополнительное знание, которое поможет принять верное инвестиционное решение.
Но принцип «чем больше, тем лучше» верен не всегда. Психолог Пол Слович провел эксперимент, в котором предложил восьми опытным букмекерам список параметров, основанных на прошлых результатах скаковых лошадей. В частности, сколько скачек выиграла та или иная лошадь, в каком состоянии и при каких условиях это произошло и проч. Букмекеры должны были рассортировать эти параметры по важности для подсчета шансов. Затем им представили набор параметров, начиная с самых важных, и попросили определить, какая из лошадей выиграла. Кроме того, они должны были расположить результаты своего выбора по уровню уверенности в них.
Меньше знаешь – больше прибыль
«Мы в компании долго наблюдали за одним очень удачливым молодым частным трейдером. Затем пригласили его пройти у нас обучение биржевой торговле, после чего поинтересовались результатом. Он ответил так: понимать, почему рынок ведет себя именно так, я стал лучше, а вот зарабатывать – меньше...» – вспоминает сотрудник учебного центра крупной российской брокерской компании.
Затем количество параметров было увеличено, потом еще и еще. В результате эксперимента выяснилось: чем больше информации получали букмекеры, тем сильнее росла их уверенность при определении лошади-победительницы в каком-то из заездов. Однако точность предсказания букмекеров оставалась примерно на одном уровне вне зависимости от того, рассматривали они пять наборов параметров или 40. Букмекеры полагали, что больший объем информации позволит им точнее определить победителя. Но в реальности он лишь сильнее убеждал их в своей правоте вне зависимости от того, были они на самом деле правы или нет.
Почему это важно понимать при инвестировании? Мы живем в то время, когда стремительный рост мощности компьютеров означает, что уже наше поколение почти наверняка столкнется с ситуацией, когда отдельный управляющий фондом получит доступ к набору данных об одном дне потребительских расходов, который будет превышать данные Уолл-стрит за целое десятилетие. Поможет ли это управляющему повысить доходность фонда, сделает ли его более успешным инвестором? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден.
«Нужно посвятить время тому, чтобы понять, какая же информация нам действительно необходима, – считает Монтиер. – Каковы те пять самых важных вещей, которые нужно знать о любой компании, в которую собираемся инвестировать?» Сделать это эффективно будет столь же мудреной задачей, что и всегда, вне зависимости от того, сколько терабайт информации сможет предложить нам компьютер.
Перевел Михаил Оверченко