Royal Bank of Scotland пытается по-мирному договориться с акционерами, требующими 4 млрд фунтов

Его экс-гендиректора Фреда Гудвина ожидает суд
Обвинения касаются допэмиссии акций RBS на 12 млрд фунтов в 2008 г., когда ему нужно было закрыть дыру в капитале
Обвинения касаются допэмиссии акций RBS на 12 млрд фунтов в 2008 г., когда ему нужно было закрыть дыру в капитале / Alastair Grant / AP

Во вторник в Высоком суде Лондона должны были начаться слушания по иску акционеров Royal Bank of Scotland (RBS) к банку. Иск был подан в марте 2013 г. и с тех пор количество его участников выросло до 27 000, пишет Bloomberg. Они требуют от банка 4 млрд фунтов ($5,2 млрд), но в декабре 2016 г. RBS зарезервировал на выплаты 800 млн фунтов.

Обвинения касаются допэмиссии акций RBS на 12 млрд фунтов в 2008 г., когда ему нужно было закрыть дыру в капитале. Незадолго до этого RBS купил часть бизнеса нидерландского ABN Amro, а затем списывал его плохие активы. RBS привлек 12 млрд фунтов, скоро сам оказался на грани разорения, был национализирован и получил 45 млрд фунтов. Из-за госпомощи была размыта доля других акционеров RBS, которые и судятся с ним.

Даже соседям застил свет

После отставки с поста гендиректора RBS Фред Гудвин старается жить тихо и не попадать в поле зрения прессы, но не всегда ему это удается. В 2015 г. суд обязал его подстричь живую изгородь вокруг дома, поскольку та достигала 6 м в высоту и мешала соседям, пишет Bloomberg. Шотландский закон, принятый в 2013 г., дает право требовать, чтобы изгородь была подстрижена, если она выше 6 м и закрывает соседям свет. Соседи жаловались, что кипарисы, из которых состоит живая изгородь в доме Гудвина, разрослись настолько, что солнечный свет перестал попадать в их сады, пишет The Telegraph. «Из-за недостаточного ухода за последние годы эти деревья выглядят так, что вызывают чувство доминирования и подавления, – говорилось в жалобе соседей Гудвина, адресованной правительству Шотландии, – за разросшимися деревьями уже не видно самих садов». Гудвину было предписано подстричь кипарисы так, чтобы их высота была не больше 4,2 м.

В июне в суде должен был бы появиться Гудвин, бывший гендиректором RBS в марте 2008 г. Хотя Гудвин публично извинился за проблемы банка в 2008 г., акционеры не могут забыть десятилетия поглощений, на которые под его руководством RBS потратил десятки миллиардов фунтов. За агрессивное сокращение расходов в британском подразделении National Australia Bank он получил прозвище Фред Скряга.

«Я определенно хочу, чтобы это дошло до суда, поскольку Фред и его директора, управлявшие тогда банком, должны знать, что там происходило, и должны отвечать за это», – цитирует Bloomberg бывшего инженера Джона Гринвуда, потерявшего больше половины пенсионных накоплений, вложив их в акции RBS. «Фред довел банк до коллапса, но он во много раз богаче других людей, – возмущается Гринвуд. – Банки существуют для обогащения тех, кто управляет ими, а не для блага страны». Начиная с 2008 г. RBS ни один год не смог завершить без убытка.

В 2012 г. Гудвин был лишен звания рыцаря, но продолжает получать 350 000 фунтов пенсии в год. Помимо него на суде предстояло отвечать экс-председателю совета директоров RBS Тому Маккиллопу, экс-финдиректору Гаю Уайтекеру и экс-директору по инвестбанкингу Джонни Кэмерону.

Допустить этого RBS не хочет. Поэтому в понедельник он улучшил условия сделки с акционерами, предложив 0,82 фунта за акцию по сравнению с 0,432 фунта ранее. Слушания не начались во вторник, а были отложены на день. Юрист Джонатан Нэш, представляющий интересы акционеров, сказал FT, что большинство истцов готовы принять новые условия.

Суд также обязал Hunnewell Partners BVI, финансирующую иск, зарезервировать 7,5 млн фунтов на возможные судебные издержки, пишет FT. RBS работает с дорогими юристами, и его расходы по этому делу уже превысили 100 млн фунтов. Если дело дойдет до суда и акционеры проиграют, оплачивать эти расходы придется им. Ожидалось, что мировое соглашение между RBS и инвесторами может быть заключено во вторник днем, но на момент сдачи статьи этого не произошло.