В кризисе, поразившем Белый дом, рынок видит и светлую сторону

Чем больше Дональд Трамп занят им, тем меньше у него времени на сюрпризы в экономике
Дональд Трамп привел «медведей». Плюс политического кризиса в том, что президент США не занимается экономикой/ DANIEL ROLAND/ AFP

Политический кризис в Вашингтоне, из-за которого в среду падал фондовый рынок США, не пощадил и другие регионы. В четверг азиатские индексы снизились на 0,5–1,3%, европейские к 18.00 мск теряли по 0,2–0,8%. Накануне Dow Jones и S&P 500 снизились на 1,8%, NASDAQ – на 2,6%. Доллар, для которого избрание президентом Дональда Трампа означало 9%-ное укрепление к евро, растерял весь рост и стоил как в начале ноября.

Рынок нервничает, поскольку уходит уверенность в способности администрации Трампа устранить накопившиеся политические противоречия и перейти к обещанным еще во время избирательной кампании экономическим реформам и снижению налогов. «Две недели назад мы говорили о политике, а теперь говорим о политическом шторме, бушующем в Белом доме», – цитирует WSJ специалиста по инвестициям Charles Schwab Investment Management Бретта Уондера. По словам стратега Citigroup Тобиаса Левковича, «рынок опасается, что со снижения налогов и ослабления регулирования фокус сместится на новую политическую драму».

На прошлой неделе Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми: бюро расследовало российские связи предвыборной команды Трампа. Затем The New York Times сообщила, что Трамп просил Коми прекратить расследование в отношении экс-советника Майкла Флинна. В среду Трамп назначил спецпрокурора для расследования предполагаемого вмешательства России в президентские выборы в США, но обвал на рынках это уже не остановило.

Бен Бернанке
экс-председатель ФРС

Рынки очень вальяжно относятся к политическому риску, пока не прижмет. Они спокойно движутся вперед до тех пор, покуда не случится что-то, что выбьет дно из-под их прогнозов.

В среду индекс волатильности VIX, до того долгое время находившийся на низких значениях, вырос почти в 1,5 раза. По оценке Macro Risk Advisors, сейчас открыто позиций на $1 млрд на рост волатильности в краткосрочной перспективе, что в 2–3 раза больше средних значений трехлетней давности. Но вероятность того, что эти ставки сработают, не столь велика, говорят аналитики. «Хотя турбулентность в Вашингтоне дала пищу для ярких заголовков в СМИ и повлияла на то, как «думают» инвесторы, она не имеет отношения к тому, как «действуют» инвесторы, – цитирует Bloomberg стратега Canaccord Genuity Тони Дуайера. – Плотнее всего рынок коррелирует с корпоративной прибылью, а она движется в нужном направлении».

С точки зрения прибыли I квартал стал лучшим за последние 6–7 лет, сказал WSJ стратег JPMorgan Эммануэль Ко. Самый большой рост показали японские корпорации, за ними идут европейские и американские. Из-за этого падение азиатских индексов в четверг было меньшим, чем накануне в США. «Мы считаем, что это коррекция, а не что-то более серьезное с точки зрения «медвежьего» рынка», – отмечает управляющий Baring Asset Management Ким До. «У меня не было мысли, что нужно было покупать какие-то другие акции – даже с учетом падения рынка, – говорит Марк Тинкер из Framlington Equities Asia. – Никакой новой инвестиционной темы из-за этого не возникло».

Китайский Shanghai Composite в четверг снизился всего на 0,46%. «Китайский рынок всегда следует своей собственной логике, поскольку он сильно изолирован», – отмечает аналитик Southeast Securities Шэнь Чжэнян.

Золото, дорожавшее до $1264 за унцию, вчера торговалось на уровне $1255. К 19.20 мск фондовые индексы США прибавляли 0,1–0,3%. «Некоторый здравый смысл начинает преобладать, поскольку инвесторы осознают, что происходящее в Белом доме не окажет большого влияния на глобальную экономику», – сказал FT стратег UBP Кун Чоу.