ВЭБ нашел, кому сбыть Проминвестбанк
Более 50% его акций обещают купить девелопер Павел Фукс и депутат Верховной рады Максим МикитасьДвое граждан Украины хотят выкупить доли в Проминвестбанке (ПИБ) – украинской «дочке» российского Внешэкономбанка (ВЭБ), сообщил в пятницу Национальный банк Украины (НБУ). Один из них, депутат Верховный рады Максим Микитась, заявил «Ведомостям», что подал заявку на покупку 25% акций ПИБа, сделку еще предстоит одобрить Антимонопольному комитету (АМКУ) и НБУ (его представитель подтвердил получение документов). Во сколько ему обойдется покупка, он обсуждать отказался.
Вместе с Микитасем в сделке участвует российский девелопер Павел Фукс, знает человек, близкий к ПИБу. Человек, знакомый с поданными заявками, говорит, что Фукс является партнером Микитася и намеревается приобрести 25% плюс 1 акция банка. Это только один из вариантов продажи банка, утверждает топ-менеджер ВЭБа.
ПИБ принадлежит ВЭБу (99,7% акций). В марте Украина ввела санкции против банков с российским госучастием, включая ПИБ. Зампред НБУ Екатерина Рожкова ранее указывала, что все украинские банки с российским госкапиталом на Украине ведут переговоры о продаже. В конце марта председатель ВЭБа Сергей Горьков говорил, что на банк претендовали 2–3 инвестора, среди которых был венгерский OTP. ПИБ готовится к продаже, утверждает бывший первый зампред банка Вячеслав Юткин: «Практически прекращена выдача кредитов. Банк консолидирует все свои активы, для того чтобы новый собственник видел, что все осталось на балансе».
Микитась – бывший президент государственной строительной корпорации «Укрбуд» (уволен с этой должности в связи с избранием в 2016 г. депутатом Верховной рады). Девелопер, владелец MosCityGroup Фукс в марте в интервью журналу «Фокус» признавался, что у него два гражданства – российское и украинское. По словам человека, знакомого с застройщиком, сейчас большую часть времени он проводит на Украине.
Банковский бизнес Фуксу знаком: в июле 2012 г. он купил 10,3% подмосковного банка «Пушкино» у бизнесмена Алексея Алякина. Но уже в декабре 2012 г. и Фукс, и Алякин вышли из числа акционеров банка, а в сентябре 2013 г. Центробанк отозвал у «Пушкино» лицензию, фактически начав с него масштабную расчистку банковского сектора. Еще раньше – в 2010 г. – Фукс и его брат Роман Фукс были акционерами Совкомбанка: Павлу принадлежало 21,8% в капитале банка, свою долю он продал в 2015 г.
Сбербанк уходит по-английски
В марте Сбербанк заявил, что уходит с рынка Украины: купить его «дочку» в этой стране должен был консорциум из Norvik Banka (Латвия) и неназванной белорусской частной компании. Позже НБУ заявил, что получил пакеты документов, согласно которым инвесторами выступают два гражданина Великобритании: Саид Гуцериев – намерен приобрести 77,5% акций «дочки» Сбербанка – и владелец Norvik Banka Григорий Гусельников, который хочет купить 22,5% акций.
НБУ рассматривает документы на покупку банка в течение трех месяцев со дня получения полного пакета документов, говорит представитель регулятора: «Нацбанк проверит соответствие деловой репутации инвестора требованиям, его финансовое состояние и источники происхождения средств». По предположению Юткина, цена может быть нулевой, однако у новых владельцев могут быть обязательства по возврату материнского фондирования. Это солидные средства, подтверждает аналитик Concorde Capital Александр Паращий. По его словам, только в 2016 г. ВЭБ увеличил капитал на $850 млн, в этом году собирался увеличить еще на $500 млн: «ПИБ активно кредитовал предприятия на Восточной Украине, часть из которых сейчас не работает. На начало прошлого года кредитный портфель составлял 32 млрд грн ($1,4 млрд), большая часть из которых [сейчас] уже списана», – говорит Паращий. По его словам, новым собственникам банка придется начинать практически с нуля. С ним не согласен Юткин: «У ПИБа вложения в недвижимость на сотни миллионов долларов даже по кризисным меркам. Кредитный портфель банка может приносить доход при умелом управлении». По его словам, у банка могут быть перспективы при хорошем менеджменте: «Ниша на Украине свободна для хорошего банка – реально работают лишь 3–4 кредитные организации».
«Говорить о цене ПИБа вообще невозможно. ПИБ из трех российских банков с государственным капиталом худший, – полагает аналитик Dragon Capital Сергей Фурса. – Проблемы кредитного портфеля тянутся еще с 2008 г. ВЭБ просто заливал эти проблемы деньгами, не меняя структуру, менеджмент. Если вы хотите развивать банк, то легче купить что-то маленькое и развивать, а не большой ворох проблем». По этой причине он считает эту сделку притворной: «Такая покупка может быть совершена только по просьбе собственников, которые хотят от этого актива избавиться, как в случае со Сбербанком» (см. врез).
С Фуксом связаться не удалось. ВЭБ и ПИБ не ответили на запросы «Ведомостей».
В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова и Антон Филатов