Суд арестовал 17% акций НРК
Супруга ее бывшего гендиректора Анатолия Данилицкого оспаривает продажу пакетаСупруга экс-гендиректора Национальной резервной корпорации (НРК) Анатолия Данилицкого Людмила в марте подала иск о признании недействительной сделки по продаже долей Данилицкого в компаниях, которым принадлежит НРК, поскольку не давала своего согласия на нее. Дело зарегистрировано в Басманном суде Москвы, свидетельствует его сайт. Ответчики – Данилицкий и его бывший партнер Александр Лебедев, по словам которого в марте судья без уведомления в закрытом порядке наложил обеспечительный арест на доли, принадлежавшие Данилицкому.
На заседании 4 мая суд постановил истребовать у нотариуса, заверявшего сделку, и нотариуса, оформлявшего согласие на нее Данилицкой, документы, удостоверяющие ее согласие на сделку. Судебное заседание перенесено на 15 мая.
НРК владеет 78,2% акций Национального резервного банка (НРБ). «НРБ утратил бизнес: у него нет пассивов и практически никаких активов. Ему запрещено покупать ценные бумаги и привлекать клиентские деньги. То есть это бизнес, помноженный на ноль», – утверждает Лебедев, указывая, что размораживать банк не собирается. «Капитал банка частично в недвижимости», – подчеркивает он. У НРК также есть земельные активы, «остатки проекта «Доступное жилье», аграрный холдинг «Национальная земельная компания», рассказывает Лебедев, оценивая стоимость активов НРК в «несколько миллиардов рублей».
Данилицкий продал миноритарные доли в компаниях «Техинвестконсалт» и «Промконсалт» (владеют по 50% НРК) в 2012 г., рассказывает человек, близкий к Лебедеву. В одной компании было продано около 10%, в другой – 20%, уточняет человек, знающий детали той сделки: в одной из компаний Данилицкий владел 12,49%, в другой – 22,23%. Таким образом, оспаривается 17,36% НРК. «Предполагалось, что я выкупаю у него (Данилицкого. – «Ведомости») миноритарные пакеты, становлюсь опять 100%-ным владельцем [НРК], – вспоминает Лебедев. – Это было частью большой сделки, по которой я отдал ему Энергобанк на Украине и недвижимость там же».
Сумма той сделки была номинальной – 8349 руб., говорит человек, знающий ее детали. «Цена устанавливалась исходя из уставного капитала, поскольку активы равнялись кредитам: кредиты были на 3 млрд руб. и точно такие же активы», – подтверждает Лебедев.
Дела, дела
В конце 2015 г. Лебедев и 10 компаний подали иск в окружной суд Никосии. Ответчики – Данилицкий и шесть компаний, по мнению истцов связанных с ним. «Преступные действия» топ-менеджеров НРК привели к ущербу истцов на 122 млн евро, указано в заявлении. Рассмотрение судом дела в Никосии ожидается 26 мая, сказал представитель Лебедева. Дело НРК против Данилицкого с 2014 г. слушается в Высоком суде Лондона, на сайте суда суть дела не раскрывается.
«[В реальности] это Данилицкий сам подает иск», – уверен Лебедев, считая это частью защиты Данилицкого от исков НРК (см. врез).
«Сделка была надлежащим образом оформлена и нотариально заверена в 2012 г.», – настаивает представитель Лебедева. «У нас позиция железобетонная <...> Если дело будет развиваться не в правовом поле, то поглядим: пусть развлекаются с миноритарным пакетом», – говорит Лебедев.
Оспорить нотариально заверенное согласие, если оно действительно существует, сложно, считает партнер юридической компании Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Есть сильная презумпция того, что то, что удостоверено нотариусом, соответствует действительности и закону». Если же согласие все-таки удастся оспорить и остальные условия были соблюдены (например, не истек срок исковой давности), то «сделка может быть признана недействительной по мотиву отсутствия согласия супруги на отчуждение имущества», считает он.
С Данилицким связаться не удалось, представитель Данилицкой в суде отказался от комментариев.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)