Роль крупнейшего инвестбанка перестала устраивать Goldman Sachs
Он идет в «скучный» коммерческий бизнес и старается угодить самым разным клиентамС 2011 г. Goldman увеличил кредитный портфель вдвое до $95 млрд. За это время кредиты сектору коммерческой недвижимости выросли в 10 раз, корпоративные кредиты – втрое, кредиты, выданные под залог – от акций до предметов искусства, – вчетверо.
Goldman, традиционно обслуживавший финансовую элиту, переориентируется. Он нанимает топ-менеджеров из компаний, работающих в массовом сегменте. В банкиры переквалифицируются, например, сотрудники Jockey International, торгующей бельем, GrubHub, занимающейся доставкой еды, Live Nation Entertainment, организующей концерты. В январе Goldman создал новое подразделение – розничного и коммерческого банкинга под руководством Стивена Шерра.
Сейчас в финансовой системе США много денег и спрос на корпоративные кредиты снижается, а у финансовых директоров компаний обычно хорошие отношения с крупными коммерческими банками. «Когда нужны деньги, обычно обращаешься к JPMorgan, Bank of America или Citi, – говорит экс-казначей производителя химикатов FMC Corp Том Дис, – и изменится это нескоро».
Мы – банк и должны работать так, как работает банк.
После того как в 1999 г. конгресс США разрешил банкам совмещать коммерческий и инвестиционный бизнес, JPMorgan, Citi и другие коммерческие банки стали активно развивать инвестиционные операции. Goldman решил не идти по такому пути и продолжал работать с крупными клиентами – хедж-фондами и правительствами. Но в кризис 2008 г. ФРС заставила Goldman и Morgan Stanley преобразоваться в коммерческие банки.
Посткризисный период с ужесточением регулирования, глобальной рецессией и низкими ставками добавил стимулов, чтобы менять направление бизнеса. Доходы от торговли облигациями у Goldman сократились с $21,9 млрд в 2009 г. до $8,7 млрд в 2013 г. Поэтому гендиректор Goldman Ллойд Бланкфейн, занявший этот пост в 2006 г., стал искать другие возможности для роста бизнеса.
Но пока по многим параметрам Goldman уступает крупным коммерческим банкам. Хотя он увеличил депозиты с $28 млрд в 2008 г. до $124 млрд в 2016 г., это в 10 раз меньше, чем у JPMorgan Chase, – $1,4 трлн.
Осенью 2016 г. Goldman открыл подразделение Marcus (названное по имени его основателя Маркуса Голдмана), специализирующееся на онлайн-кредитовании. За первые полгода оно выдало $1 млрд ссуд. «Трудно представить себе более скучное занятие», – говорит аналитик Evercore Гленн Шорр.
В 2015 г. Goldman консультировал Newell Rubbermaid при покупке конкурента Jarden Corp. Банкир Goldman Кэти Элсессер, которая вела эту сделку, привела на встречи с клиентом коллег из долгового подразделения. На этих встречах сотрудники Goldman убеждали Newell Rubbermaid не обращаться за кредитом в коммерческий банк, поскольку деньги мог дать сам Goldman. В результате Goldman дал Newell Rubbermaid $10,5 млрд. По данным Dealogic, Goldman поднялся с 9-го места в 2012 г. на 3-е в 2016 г. по кредитам, выданным на корпоративные поглощения в США.