Android Pay придет в Россию в середине мая
Он сделает доступными платежи с помощью смартфона примерно для 17 млн россиянAndroid Pay, позволяющий совершать покупки с помощью смартфона, заработает в России с 16 мая, рассказали «Ведомостям» четверо участников платежного рынка. Презентация сервиса состоялась в 2015 г., он доступен пользователям смартфонов с операционной системой Android 4.4 – KitKat и выше. Они поддерживают технологию NFC – обмена данными между электронными устройствами бесконтактным способом (см. график).
Android Pay выходит на российский рынок последним из мобильных кошельков: Apple Pay и Samsung Pay появились прошлой осенью. Разница – в целевой аудитории пользователей, объясняет специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы «Сколково» Егор Кривошея: Apple и Samsung нацелены на владельцев последних моделей телефонов – это обычно потребитель с достатком выше среднего, Android доступен более широкому классу пользователей. Отсюда и другие особенности, приводит он пример: Apple монетизирует кошелек, взимая комиссию с банка-эмитента, для других это только возможность кросс-продаж.
Проникновение Android Pay может быть выше за счет большего количества устройств и их доступности: цены на смартфоны на базе Android с поддержкой NFC начинаются от 6000 руб., подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Всего у россиян на руках около 100 млн смартфонов, на долю Apple приходится 15%, Samsung – 20%, все остальное – устройства на Android, указывает он. Пользователи Samsung с поддержкой NFC могут использовать и Samsung Pay, и Android Pay: какой выбрать, клиент решит сам, объясняет Муртазин.
В сети МТС зарегистрировано более 10 млн NFC-совместимых смартфонов Android, или свыше 25% от всех смартфонов, в начале 2016 г. было 20%, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. У «Мегафона» 24% смартфонов поддерживают NFC, отмечает представительница оператора Юлия Дорохина, смартфонов на Android c NFC 22%, планшетов – 8%. У Apple 35% смартфонов и 12% планшетов поддерживают бесконтактную оплату, говорит Дорохина.
Представительница «Вымпелкома» Анна Айбашева детальной разбивки не дает, но указывает на 34%-ный рост устройств с NFC. Таким образом, если в России 85 млн смартфонов на базе Android (включая Samsung), а около 20% из них, по данным операторов, поддерживают NFC, то Android Pay может стать доступным примерно 17 млн россиян.
По словам собеседников «Ведомостей», Android Pay будет доступен держателям карт Visa и Mastercard «ВТБ 24», Бинбанка, «Русского стандарта», «Тинькофф банка», Промсвязьбанка, «Открытия», МТС-банка. Представители «Русского стандарта», «Тинькофф банка», МТС-банка от комментариев отказались. Представитель Бинбанка заявил, что его организация работает над внедрением сервиса.
«Мы технологически полностью готовы к запуску сервиса бесконтактной оплаты Android Pay в России. Владельцев смартфонов на базе Android среди наших клиентов порядка 80%», – говорит руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. «ВТБ 24» планирует запустить Android Pay, около половины пользователей его мобильного банка используют устройства на платформе Android, говорит замдиректора департамента розничного бизнеса «ВТБ 24» Юлия Деменюк. Представитель «Открытия» заверил, что к появлению сервиса в России он также будет доступен клиентам банка, у подавляющего большинства – устройства на базе Android, почти половина которых соответствует требованиям Android Pay.
Преимущество Android Pay – его универсальность, нет привязки к какому-либо производителю оборудования, указывает представитель «Открытия». Но это же можно считать и недостатком – рынок серых телефонов огромен, при запуске возможна нестабильная работа со смартфонами некоторых производителей, предупреждает он.
Мобильные кошельки дают потребителю дополнительные выгоды, считает Кривошея. Ими удобно платить (к примеру, если забыл кошелек), скорость платежа быстрее, часто этот метод безопаснее, кроме того, это возможность платить бесконтактно, не выпуская дополнительную карту, перечисляет Кривошея.
Все мобильные кошельки – это утопия, пользователю они не дают никаких преимуществ, возражает Муртазин, а пик их популярности приходится на проведение маркетинговых кампаний. Вместе с тем Россия является лидером по числу используемых мобильных кошельков на 100 000 человек населения, указывает он.
После того как клиенты устанавливают один из мобильных кошельков, их обороты растут в среднем на 30%, делится Деменюк. По ее словам, среди клиентов есть и те, кто в принципе отказался от оплаты картой в пользу смартфона.
Представители Google и Mastercard от комментариев отказались. Представитель Visa на запрос не ответил.