Центробанк готов поделиться информацией с приставами о нарушениях банков и МФО
Это нужно для защиты заемщиковЦентробанк и Федеральная служба судебных приставов (ФССП) договариваются об обмене информацией о банках, МФО и коллекторских агентствах, которые нарушают закон о защите должников-физлиц при возврате долга, говорится в ответе ФССП на запрос «Ведомостей».
Взыскивать долги могут не только коллекторские организации, но и сами кредиторы (банки или МФО), а функции надзора за ними относятся к компетенции ЦБ. Если при проверке заявлений граждан Центробанк выявит, что под видом банка либо МФО взыскание осуществлял коллектор, то информация об этом поступит в службу приставов. Сейчас такая система работает не только в отношении коллекторов, но и банков и МФО, следует из ответа пресс-службы регулятора.
Закон «О защите физлиц при взыскании» запрещает кредиторам и коллекторам применять физическую силу, методы, опасные для жизни и здоровья, портить имущество, унижать честь и достоинство должника, вводить его в заблуждение. Встречаться с должником они могут не чаще одного раза в неделю, проводить телефонные переговоры – не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. В месяц должнику можно направить не более 16 сообщений.
Контроль за соблюдением всех требований этого закона возложен на ФССП, отметили в службе приставов. «При выявлении нарушений, допущенных банком, ФССП информирует Центробанк. ЦБ, в свою очередь, готов направлять ФССП свою информацию по кредитным и микрофинансовым организациям, нарушающим закон», – пояснили механизм сотрудничества в пресс-службе ФССП.
ЦБ направляет в ФССП материалы проверок банков либо МФО, если выявлены нарушения закона: это необходимо «для принятия решения о возбуждении административного производства и наложения штрафа». Прецедент уже есть. В отношении одного из банков в Волгоградской области ФССП составила протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ. Протокол будет рассмотрен судом, а банку грозит штраф на сумму до 200 000 руб. Как пояснили в службе приставов, кредитная организация «необоснованно» направляла должнику тестовые сообщения и телефонные звонки.
По словам председателя контрольного комитета НАПКА (гендиректор подконтрольной Сбербанку «Активбизнесколлекшн») Дмитрия Теплицкого, сложнее всего исполнять требования закона небольшим банкам, в которых отсутствует автоматизация процесса, нет нужного программного обеспечения для подсчетов количества контактов с должником. «На банки поступают жалобы, но не систематически – как от клиентов, так и от третьих лиц [соседей и других знакомых должника], обычно эти банки не входят в топ-100 крупнейших», – говорит Теплицкий. Он отмечает, что самые большие нарушения закона приходятся на МФО. Количество нарушений банками закона о взыскании незначительно, говорить о массовости не приходится, подтвердили в пресс-службе ФССП.
Банки готовы исполнять закон, но некоторые моменты в нем прописаны нечетко, утверждает зампред «ОТП банка» Сергей Капустин. «Нередко заемщики-родственники указывают один номер телефона, т. е. один человек может получить больше звонков, чем положено по закону, непонятно, будет ли это считаться нарушением. Закон ограничивает коллекторские звонки, но не объясняет, можно ли перезванивать, если должник в самом начале разговора бросил трубку», – говорит он.