МКБ привлек синдицированный кредит на $500 млн
Это первая подобная сделка частного банка более чем за годСтавка привлечения «минимальная», указал предправления МКБ Владимир Чубарь, отказавшись назвать точные цифры. Ведущими организаторами выступили Citibank, HSBC, ING Bank, Raiffeisenbank International, Росбанк, Commerzbank, «Юникредит банк», а также Industrial & Commercial Bank of China, Harbin Bank и JPMorgan. Кредит привлечен на 364 дня с погашением в конце срока. «Недавно МКБ разместил субординированные евробонды на $600 млн и выкупил собственные евробонды на $500 млн», – говорит аналитик Moody’s Петр Паклин (см. врез). Привлеченные средства будут направлены, в частности, на развитие корпоративного бизнеса МКБ, указал Чубарь. «Вероятно, МКБ ищет фондирование в долларах для своих корпоративных клиентов-экспортеров», – полагает Паклин.
Московский кредитный банк (МКБ) подписал соглашение о привлечении синдицированного кредита в размере $500 млн, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к банку. Представитель МКБ подтвердил эту информацию.
По данным Cbonds, последней российской частной кредитной организацией, которая привлекала синдицированный кредит, был «ФК Открытие». В конце 2015 г. «ФК Открытие» привлек синдицированный кредит на $185 млн под LIBOR + 2,5% годовых сроком на год с возможностью пролонгации еще на один год. После этого синдицированные кредиты привлекали лишь госбанки: Международный инвестиционный банк привлек 60 млн евро в мае 2016 г., Внешэкономбанк (ВЭБ) – $1,5 млрд в сентябре и Сбербанк – 134,8 млн евро в конце прошлого года. «Если МКБ удастся привлечь синдицированный кредит в заявленных объемах, это будет крупнейшая подобная сделка для частного банка за последние два года», – указывает аналитик RAEX Вячеслав Путиловский.
Ниже только у госбанков
МКБ 29 марта разместил субординированные облигации на $600 млн с купоном 7,5%. Это самая низкая ставка, которой удавалось добиться частным банкам после начала применения «Базеля III» в 2013 г., свидетельствуют данные Bloomberg.
«Синдикация поможет МКБ заместить отток срочных депозитов от группы компаний «Роснефти» (госкомпания в 2015 г. разместила в нем порядка 300 млрд руб., а в 2016 г. еще $300 млн сроком до 2021 г. предоставила в виде субординированного депозита в капитал. – «Ведомости») и диверсифицировать клиентскую базу», – рассказал Путиловский. По его словам, во втором полугодии 2016 г. – начале 2017 г. в МКБ наблюдался существенный отток средств корпоративных клиентов (больше 200 млрд руб. за период с июля 2016 г. по март 2017 г.), который был замещен привлечением краткосрочного межбанковского фондирования, чтобы не сворачивать доходные активы: «Укоротившаяся» ресурсная база требует постоянного рефинансирования и осложняет управление ликвидностью».
По мнению Путиловского, привлечение кредита помогло бы частично восстановить срочную структуру пассивов. «Однако заявленная сумма слишком мала, чтобы заместить привлеченные короткие межбанковские кредиты и обеспечить такую срочность ресурсов, какой она была в начале 2016 г. В случае сохранения негативной тенденции в отношении корпоративного фондирования потребуется искать и другие источники длинных пассивов для сохранения рыночных позиций», – утверждает он.
Паклин полагает, что у иностранных банков есть аппетит к российскому риску и неиспользованные кредитные лимиты, возможно, поэтому они готовы предложить хорошие условия по ставке. По словам гендиректора «ИНГ банка» Михаила Чайкина, успех сделки в текущих условиях говорит о доверии иностранных банков к МКБ. Банки – участники синдиката, за исключением Росбанка, не ответили на запрос «Ведомостей», связаться с Harbin Bank не удалось.