Уволен глава Нацбанка Татарстана
В марте в регионе рухнули сразу три банка, из которых два были подконтрольны местным властямРуководитель Нацбанка Татарстана Мидхат Шагиахметов уходит в отставку. Он уволен с занимаемой должности, сообщил «Ведомостям» представитель ЦБ, не назвав причины. По словам человека, близкого к ЦБ, его увольнение связано с крахом банков в регионе, прежде всего Татфондбанка.
В начале марта ЦБ отозвал лицензию у Татфондбанка, Интехбанка и банка «Анкор». Спустя всего несколько дней еще один местный банк – «Спурт» столкнулся с кризисом ликвидности. Татфондбанк и Интехбанк фактически были подконтрольны местным властям – республике принадлежало 40% в капитале Татфондбанка, в группу которого входил Интехбанк.
Татфондбанк испытывал проблемы давно: первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин рассказывал, что регулятор с мая прошлого года понимал, что банк находится в тяжелейшем финансовом положении – капитал утрачен и потеря ликвидности может наступить в любой момент. Однако серьезные меры воздействия ЦБ принял только в декабре, когда ввел временную администрацию сначала в Татфондбанк, а затем и в Интехбанк. Почти три месяца регулятор решал их судьбу – решение об отзыве лицензии ЦБ принял лишь в марте. Неспешность регулятора Тулин объяснил тем, что власти региона заявляли о том, что не оставят банк без поддержки, но в итоге предложили ограниченную помощь, которой было недостаточно. О том, что банк не удастся спасти своими силами, менеджмент банка заявил в ноябре – и это стало большой неожиданностью для ЦБ, говорил Тулин. Дыра в банке разрослась до 97 млрд руб. Больше только у Внешпромбанка – 215 млрд руб.
Тулин сдержал обещание
Дмитрий Тулин, первый зампред ЦБ
«Возникнет ситуация, когда у каждой проблемы или катастрофы возникнет фамилия, имя и отчество». Февраль 2017 г.
Татфондбанк был не только в плачевном финансовом состоянии, но и занимался махинациями со средствами вкладчиков. Получив ограничение ЦБ на привлечение депозитов, банк начал переводить средства вкладчиков в доверительное управление своей дочерней компании «ТФБ финанс», которая покупала на эти деньги облигации банка. На руководство Татфондбанка и «ТФБ финанс» были заведены уголовные дела – пять топ-менеджеров были арестованы по подозрению в мошенничестве.
Шагиахметов занимал должность замначальника Волго-Вятского главного управления ЦБ – управляющего Нацбанком Татарстана с октября 2014 г. Ранее руководил управлением Федеральной налоговой службы по Татарстану, был помощником премьер-министра, а после – и президента республики, затем на протяжении четырех лет был министром экономики Татарстана.
«Насколько я знаю, до сих пор с должности главы Нацбанка не снимали по причине того, что некий банк рухнул и кредиторы потеряли в нем деньги», – говорит бывший зампред ЦБ Олег Вьюгин. Однако о проблемах в Татфондбанке ЦБ знал еще в мае 2016 г., а это порождает вопрос, почему они не действовали, продолжает он: «Видимо, были даны определенные обещания со стороны Нацбанка Татарстана и правительства, что они справятся [с ситуацией] – и не справились, [причем] не справились скандально. Действительно, кто-то должен за это ответить. Руководитель Нацбанка Татарстана в целом подходящая кандидатура».
«Когда сразу у трех банков выявляются такие серьезные недостатки, конечно, территориальный главк виноват в значительной степени, – говорит бывший первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. – Это региональные банки, там капитал региона, там капитал региональных структур, причем правительственных, – конечно же, это в значительной степени ответственность местной власти».
В 2014 г. пост начальника ГУ ЦБ по ЦФО оставил Алексей Плякин – его перевели в Нижний Новгород на пост начальника Волго-Вятского управления Банка России. Это была инициатива председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, рассказывали тогда собеседники «Ведомостей»: Плякина удалили по совокупности причин, хотя к нему и накопились вопросы после краха банка «Западный», в котором не проводилась проверка 2,5 года, а предправления имел судимость. На новом месте Плякин продержался недолго – он покинул ЦБ в январе 2015 г.