Сбербанк продал «дочку» на Украине консорциуму Гуцериева
Эксперты сомневаются в рыночном характереСбербанк объявил о продаже «дочки» на Украине консорциуму из AS Norvik Banka (Латвия) и неназванной белорусской частной компании. Сделка будет закрыта в первом полугодии 2017 г. Национальный банк Украины сообщил, что документы к нему не поступали, но он приветствует продажу банков с российским госкапиталом.
В сообщении Norvik Banka говорится, что соглашение о консорциуме подписали два гражданина Великобритании: как мажоритарный участник – Саид Гуцериев, сын Михаила Гуцериева, и владелец Norvik Григорий Гусельников. Саид Гуцериев в этом сообщении указывает на плюсы развитой инфраструктуры украинской «дочки» Сбербанка (150 отделений), в которую вложены сотни миллионов долларов. На вопросы «Ведомостей», переданные через представителя, Гуцериев-младший не ответил. «Дочка» Сбербанка будет работать под брендом Norvik, сообщил ТАСС.
Совладелец группы «Сафмар» (владеет активами семьи Гуцериевых – Шишхановых, в том числе Бинбанком) Микаил Шишханов заявил, что это личная сделка Саида, не связанная с деятельностью группы. «Саид и Гусельников – граждане Великобритании, у них совместные бизнес-интересы», – сообщил он: ситуация на украинском рынке позволяет зарабатывать. Гусельников работал в Бинбанке с 2001 по 2010 г., был президентом этого банка. В интервью РБК в 2015 г. на вопрос, как распределяются доли в семейных бизнесах, Михаил Гуцериев ответил: «Решаем сами. Кто сколько вложил – не имеет никакого значения. Сила в единстве».
Структура сделки неизвестна, Сбербанк сообщил, что убытки от нее будут в отчетности по РСБУ. Банк могли бы оценить в половину капитала ($140 млн в 2016 г.), говорит Александр Паращий из Concorde Capital, влияли санкции, есть вопросы к качеству активов и к ликвидности, но у него сомнения в рыночном характере сделки: «Покупателей могли сильно попросить, как не раз бывало в России или Казахстане». «Дочка» могла стоить $50–100 млн, но Norvik объявил, что уменьшит присутствие в России, мог быть обмен со Сбербанком, думает украинский финансовый аналитик Виталий Шапран.
Давно знакомы
В 2010 г. Михаил Гуцериев выкупил у Олега Дерипаски «Русснефть», 49% продал «Системе», а 2% – основному кредитору, Сбербанку. Осенью 2013 г. президент Сбербанка Герман Греф сообщил, что продал эти 2% за несколько десятков миллионов долларов, банк неплохо заработал. Гуцериев благодарил Грефа в интервью «Ведомостям» в 2010 г. после возвращения из лондонского изгнания. В 2013 г. Гуцериев выкупил 42% курорта «Красная Поляна» у Ахмеда Билалова за $20 млн, затем Сбербанк выкупил акции у Гуцериева.
Сергей Фурса из Dragon Capital считает, что цена «дочки» нулевая или близка к отрицательной: «В пассивах около $1 млрд материнского финансирования. Его судьба могла формировать цену, если сделка была хоть сколько-то рыночной, но не исключено, что это просьба кого-то в Москве, чтобы снять головную боль Сбербанка».
Семья Гуцериевых не впервые участвует в сложных российско-украинских ситуациях: три года назад Бинбанк выкупил российский банк Игоря Коломойского. Но для украинского рынка нынешняя сделка слишком быстрая, говорит бывший топ-менеджер украинской «дочки» российского банка.
Знакомый Гуцериева предполагает, что деньги на «дочку» Сбербанка мог дать в кредит сам Сбербанк (см. врез). Сделка не подразумевает использование покупателями для расчетов со Сбербанком за акции покупаемого банка каких-либо кредитных средств, в том числе Сбербанка, сообщил Сбербанк.
В подготовке статьи участвовали Александра Терентьева и Галина Старинская