«ВТБ страхование» может купить еще одного страховщика ОМС

Сделка нужна для роста клиентской базы, которая делает медстрахование прибыльным
«ВТБ страхование» может купить еще одного страховщика ОМС, чтобы увеличить клиентскую базу и стать лидером на этом рынке
«ВТБ страхование» может купить еще одного страховщика ОМС, чтобы увеличить клиентскую базу и стать лидером на этом рынке / А. Махонин / Ведомости

«ВТБ страхование» может купить страховщика, специализирующегося на обязательном медицинском страховании (ОМС), рассказал «Ведомостям» гендиректор страховой группы ВТБ Геннадий Гальперин. Приобретение компании предусмотрено стратегией развития «ВТБ страхования» до 2019 г., говорит он: «Нас интересуют крупные страховщики в этом сегменте, особенно с большой клиентской базой в городах-миллионниках».

У страховщика уже есть компания, работающая с ОМС, – «ВТБ медицинское страхование». «У нас создана достаточно широкая инфраструктура, и мы активно работаем над расширением клиентской базы», – говорит Гальперин. Компания изучает рынок – конкретных претендентов еще нет. Нет и жестких критериев по размеру страховщика, но в планах прирасти не меньше чем на миллион застрахованных. На рынке сейчас много предложений по продаже компаний, специализирующихся на ОМС, говорит он: «Для владельцев ряда компаний бизнес ОМС непрофильный, и в условиях, когда ужесточаются требования к страховым медицинским компаниям (в том числе по величине уставного капитала), акционерам выгоднее продать актив, чем вкладываться в его развитие».

О желании развиваться в сегменте ОМС в декабре прошлого года в интервью «Ведомостям» рассказывал президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов: «ОМС является достаточно низкомаржинальным продуктом. Мы хотим этот бизнес масштабировать и за счет масштабов получить большую прибыль». Рынок ОМС, по его оценкам, в 2017 г. достигнет 1,8 трлн руб., а сборы группы по ОМС – 250 млрд руб.

Россия зовет лечиться

«ВТБ страхование» запустит программу медтуризма для иностранцев в России. Компания ведет переговоры с Минздравом и МИДом. Услуга предназначена для пациентов из СНГ, но в планах страховщика есть выход на европейский рынок. Только за первые шесть месяцев прошлого года иностранцам в России оказано медицинских услуг на несколько десятков миллиардов рублей, рассказывал Задорнов.

В прошлом году группа купила «Росно-МС». Сделка принесла «ВТБ страхованию» 17,6 млн новых застрахованных по ОМС. По оценкам RAEX, «Росно-МС» занимает третье место на рынке ОМС по числу клиентов. До покупки страховщика у «ВТБ медицинское страхование» было 6,3 млн застрахованных.

«Мы хотим из «ВТБ медицинское страхование» и «Росно-МС» сделать большую компанию, лидера на рынке ОМС. Если других сделок M&A не будет, то мы будем первыми на этом рынке», – говорит Гальперин.

Покупка еще одной компании в сегменте ОМС – логичный шаг для «ВТБ страхования», считает аналитик S&P Екатерина Толстова. «Основной стимул – получение комиссионного вознаграждения от операций по ОМС и дальнейшее расширение клиентской базы. Таким клиентам также можно предлагать добровольные виды страхования, увеличивая страховые премии», – сказала она.

Страховщикам по ОМС во многом помогает выжить именно размер клиентской базы, говорит управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам RAEX Алексей Янин: «Страховые медицинские организации зарабатывают на проверке качества работы медучреждений, и часть штрафов они забирают себе. Но у таких компаний много постоянных издержек. Окупить их может только многомиллионная база застрахованных лиц». Сейчас на рынке ОМС в России работает 50 компаний и процесс консолидации продолжается, отмечает Янин.