Почти половина заявлений о переводе клиентов в НПФ не была удовлетворена

Большинство – из-за вторых заявлений, в чем некоторые фонды заподозрили нечестную конкуренцию
Переходная кампания показала, что многие люди не могут перейти из некоторых пенсионных фондов
Переходная кампания показала, что многие люди не могут перейти из некоторых пенсионных фондов / Андрей Гордеев / Ведомости

Пенсионный фонд России (ПФР) подвел итоги переходной кампании 2016 г.: из 12 млн заявлений о переводе накоплений удовлетворены 6,8 млн. Более половины отказов (55,8%) вызваны тем, что впоследствии ПФР получал новые заявления – так были забракованы 2,9 млн заявлений, или 24,2% всех поданных. Годом ранее повторные заявления стали причиной 42% отказов.

Ряд крупных НПФ обеспокоены количеством повторных заявлений, из-за которых ПФР не переводит к ним клиентов из других фондов, рассказали руководители двух фондов и совладелец третьего. Совладелец другого НПФ и один из собеседников «Ведомостей» называют среди них НПФ Сбербанка, «ВТБ пенсионный фонд», Национальный НПФ, «Ханты-Мансийский» и «Атомгарант».

«Количество отказов в «ВТБ пенсионный фонд» по итогам переходной кампании 2016 г. значительно превышает наши ожидания и аналогичный показатель 2015 г. Мы видим в этом аномалию», – говорит гендиректор Лариса Горчаковская. Гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова говорила РБК, что процент «брака» в 2016 г. сократился, и ожидала, что он не превысит 20% поданных заявлений. Результат оказался около 40%, знает пенсионный брокер и гендиректор фонда. Морозова не отвечала на звонки, запрос в НПФ Сбербанка остался без ответа. «Мы сейчас анализируем поступившие из ПФР реестры. По итогам будем принимать решение о дальнейших шагах», – заявил президент «Атомгаранта» Виктор Китаев.

Переходная кампания показала, что многие люди не могут перейти из некоторых пенсионных фондов, отмечал на пенсионном конгрессе в четверг президент НПФ «Ханты-Мансийский» Алексей Охлопков: «У нас есть люди, которые по три года подают заявление в ПФР и по какой-то причине не могут перейти из гипотетического фонда «Счастье». От комментариев для этой статьи он отказался.

«Основная причина отказов ПФР в переходе клиентов в Национальный НПФ – это вторые заявления. Мы предполагаем, что эти вторые заявления реально не поступали от застрахованного лица, т. е. фонд, из которого должен был уйти клиент, какими-то ловкими действиями не допустил этого», – говорит гендиректор фонда Светлана Касина: об этом свидетельствует анализ полученных фондом данных ПФР.

Предварительные результаты работы с клиентами показали, что большинство не согласны с решением ПФР об отказе, уверяет Горчаковская: «70% подававших заявление о переходе в «ВТБ пенсионный фонд» говорили, что не писали никаких вторых заявлений».

Причины отказа

Вторая причина отказа (30,8%) в переводе накоплений – ПФР не получил уведомление о договоре. 5,7% заявлений отклонено, потому что подано в пользу текущего страховщика или нарушен порядок подачи; 4,4% отказов вызваны неверным типом заявления и 2,3% – попыткой перевести накопления в НПФ с аннулированной лицензией.

Возможные «ловкие действия» участники рынка описывают так. Клиент приходит в фонд, заключает с ним договор и пишет заявление на перевод туда накоплений. Эти документы отправляются в ПФР, а фонд, откуда уходит этот человек, не знает об этом. Но если теряющий клиента фонд каким-то образом узнает об этом, он может в конце года подать от его имени заявление в ПФР в электронном виде, рассказывает контрагент нескольких фондов: если это удается, не важно, что будет написано во втором заявлении, – оно автоматически аннулирует первое; а если оно некорректно (в пользу текущего НПФ или фонда с аннулированной лицензией или просто с ошибкой), клиента никуда не переведут.

Теоретически сделать это можно через удостоверяющий центр (УЦ, их 439), заверяющий электронную подпись.

Она есть уже у миллионов россиян, говорит человек, близкий к Минкомсвязи. Представитель министерства вчера вечером не смог назвать точную цифру. Чтобы УЦ подал заявление, он должен знать персональные данные клиента, которые ему могут предоставить НПФ, «а вот как они посылают заявление без клиента – это их маленькое ноу-хау», говорит контрагент нескольких фондов.

«Обычно такое второе заявление поступает в последнем квартале года, чаще всего – из УЦ, реже – через нотариусов, которые без ведома клиентов подписывают такое заявление», – уточняет гендиректор одного из фондов. Возможность подобной схемы подтверждают человек, близкий к одному из двух объединений пенсионных фондов, и бывший сотрудник другого.

«Фонды смотрели, откуда потенциальный клиент (подавший первое заявление) не пришел. Из большинства фондов непроход клиентов составляет 15–20% – обычная статистика предыдущих годов. В этот раз появились фонды, по которым почти никто не проходит, не более 5% [подавших заявление]», – говорит Касина. Подобную статистику подтверждает совладелец фонда и руководитель другого НПФ.

«Теперь основная задача понять, откуда взялось второе заявление и почему происходит такая концентрация вторично поданных заявлений по отдельным фондам», – говорит Касина.

«ВТБ пенсионный фонд» сейчас работает по каждому клиентскому заявлению, говорит Горчаковская, планируя по результатам направить жалобу регулятору. В ЦБ поступают единичные жалобы на отказ ПФР в переводе клиента из фонда в фонд по причине наличия второго заявления, рассказал представитель регулятора. В ПФР жалоб по этой теме также практически нет, заявил его представитель.

Человек, близкий к НАПФ, знает, что совещание в этой СРО по поводу возникшего вопроса планируется на 29 марта. «На совещании в НАПФ участвовать планирую», – заявил Китаев.