Россияне не отказываются от общения с коллекторами

Хотя такое право у них появилось с 1 января 2017 года
Россияне пока не научились говорить коллекторам нет
Россияне пока не научились говорить коллекторам нет / Евгений Разумный / Ведомости

Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами по закону о защите интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности, который вступил в силу 1 января 2017 г. Такую оценку на основе опроса своих сотрудников (более 700 человек) привело коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент» («дочка» Альфа-банка) в своем исследовании.

Новый закон запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом должник вправе отказаться от переговоров. Процедура отказа от взаимодействия достаточно простая, рассказывает председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Должнику необходимо написать заявление, которое может быть передано через нотариуса, отправлено по почте или вручено под расписку, указывает он. То, что заемщики почти не пользуются правом отказаться от взаимодействия с коллекторами, он связывает с низкой финансовой грамотностью населения.

«По моей статистике (данные «Активбизнесколлекшн» и опрос крупнейших компаний, входящих в ассоциацию НАПКА), на конец января должники только в 1% случаев отказывались от общения, на конец февраля эта цифра выросла до 3%, к концу марта будет 5%», – ожидает гендиректор «Активбизнесколлекшн» («дочка» Сбербанка) Дмитрий Теплицкий. Закон новый, люди узнают о нем постепенно, по его прогнозам, к концу 2017 г. число отказов возрастет до 20–30%. Это приведет к тому, что по всем отказникам кредиторы будут сразу обращаться в суд, что усилит нагрузку на суды и в конечном счете на Федеральную службу судебных приставов, и это серьезная проблема, полагает Теплицкий.

По оценкам НАПКА, в среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, рассказывает директор ассоциации Борис Воронин. Он соглашается с тем, что в ближайшее время этот показатель может вырасти – еще не все должники узнали об этой опции и научились ею пользоваться, но столь быстрого роста отказов он не ждет: ближе к концу года ситуация стабилизируется на уровне не выше 3–4%. По мнению Воронина, новый закон настолько жестко регулирует количество контактов и другие действия кредитора и взыскателя, что у добросовестного заемщика нет необходимости отказываться от взаимодействия с ними. Более того, продолжает Воронин, оформление официального отказа может помешать ему оставаться в курсе предложений и планов кредитора, например, по реструктуризации или передаче дела в суд. Кроме того, отказ однозначно станет отрицательным фактором при попытке получения следующего кредита или займа, заключает Воронин.

Для банка не так важно, есть ли в кредитной истории заемщика упоминание об отказе взаимодействовать с коллекторами или нет, скорее кредитор будет обращать внимание на то, что человек уже допустил просрочку и его долг пришлось передать коллекторам, говорит Олевинский. Если должник откажется от взаимодействия с коллекторами, то последствия для него могут быть в том, что он не сможет договориться с коллекторами о скидке по кредиту, считает он.

Есть группа должников, которые приняли решение о том, что из-за закона возвращать долги по кредитам необязательно, но количество таких должников по сравнению с общим кредитным портфелем минимально, рассказывает зампред правления «Сентинела» Александр Савинов. В среднем количество платящих должников в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросло на 5%, а в декабре 2016 г. – на 9,5%.

Россияне пока не научились говорить коллекторам нет