За первые два месяца 2017 года страховщики продали больше е-ОСАГО, чем за весь 2016 год

Так некоторые пытаются избежать притока невыгодных клиентов
За первые два месяца 2017 г. страховщики продали больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год.
За первые два месяца 2017 г. страховщики продали больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год. / М. Стулов / Ведомости

Большинство компаний – активистов продаж е-ОСАГО входят и в топ-10 по сборам премий за исключением двух: МСК «Страж» и «Московии» (см. график). Первая по итогам 2016 г. в десятку по сборам не вошла, а вот электронных полисов с начала года продала столько же, сколько МАКС и «Согаз». Это вынужденная мера, говорит гендиректор компании Сергей Гущин: компания не хочет попасть в систему замещения по е-ОСАГО. Клиенты в основном приходят вовсе не на сайт «Стража», замечает он: они приходят на сайты раскрученных брендов, таких как «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия» или «Ингосстрах». И те могут собрать сливки – взять себе хороших клиентов, а плохих перенаправить на сайты замещающих страховщиков.

Страховые компании продали уже больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год, уверял на прошлой неделе президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс: с начала года и до 21 февраля включительно онлайн заключено более 355 000 договоров автогражданки (в 2016 г. – 330 000 шт.).

Больше всего полисов продано в токсичных регионах: Краснодарском крае (10% всех онлайн-продаж), а также Волгоградской, Ростовской и Свердловской областях. За ними следует Москва. Почти треть е-ОСАГО с начала года продано в этих пяти регионах.

С 1 января страховщики обязаны обеспечить каждому клиенту возможность купить электронный полис ОСАГО. Чтобы полисы были доступными во всех регионах, включая токсичные, РСА создал систему замещения (так называемый единый агент) по е-ОСАГО: она перенаправляет клиента, который по техническим причинам не смог купить полис на сайте одного страховщика, на страницу другого.

«Собирать после них [крупных игроков] не самых хороших клиентов меня не очень устраивает», – продолжает Гущин. По его словам, через агента к страховщику могут прийти клиенты из регионов, в которых у компании даже нет собственного филиала и она не может качественно урегулировать убытки. Чтобы избежать этих проблем, МСК «Страж» увеличивает долю продаж е-ОСАГО: если в проблемных регионах она выше среднерыночной, компания «замещающей» не становится.

Второй новый лидер – «Московия» начала продавать электронные полисы в июле 2016 г. и в прошлом году была четвертой по продажам, говорит ее гендиректор Алексей Бобылев. В системе замещения компания пока не участвует – программисты не настроили возможность пересылать клиента замещающим страховщикам. Возможно, и к лучшему, ведь система замещения позволяет осуществлять отбор клиентов, признает он: «Наши системы технически не позволяют другим страховщикам посылать к нам клиентов, которые нам принесут существенные убытки».

«Московия» присутствует в двух токсичных областях – Краснодарском крае и Ростовской области (где ее убыточность превышает 300%), а также в Крыму и Севастополе.

Больше всего электронных полисов с начала года продали «Росгосстрах» и «РЕСО-гарантия»: их доля составила более 26%. Совокупно продажи одного страховщика в токсичных регионах и по обычному, и по онлайн-каналу не должны превышать 20% рынка. Это значит, что компании продали больше электронных полисов и меньше – обычных, замечает представитель «Росгосстраха». Доля электронных продаж «РЕСО-гарантии» оказалась существенно выше ее рыночной доли – продажи компания начала еще в 2015 г., никогда их не останавливала, предполагает ее представитель.

За первые два месяца 2017 г. страховщики продали больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год.