ЦБ форсирует реформу ОСАГО
Он намерен уже в марте перейти на натуральное возмещение ущерба, а те, кто окажется не готов, продолжат выплачивать деньгамиС установлением приоритета ремонта в ОСАГО тянуть больше нельзя, заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, выступая на круглом столе в Госдуме: 1 марта 2017 г. поправки к закону об ОСАГО должны вступить в силу. Для этого регулятору пришлось предусмотреть целый ряд исключений (см. врез). «Нет у тебя сегодня СТО под боком – получи деньги... Там, где нет СТО, будет выплата деньгами, ничего не поменяется», – заявил Чистюхин. По сути, натуральное возмещение заработает только для тех страховщиков, которые заинтересованы в сокращении нестраховых выплат и которые создадут для этого необходимую инфраструктуру, подчеркнул он. Крупные игроки уже готовы, заявил заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин.
Главная задача, которую нужно решить сейчас, – доступность полисов для потребителей, на что и направлены поправки, объяснил Чистюхин, а такие вопросы, как создание перечня рекомендованных СТО (его составляет ЦБ), можно и отложить.
ЦБ хочет изменить требования к ремонту, в частности продлить гарантию с двух до шести месяцев и установить максимальный срок ремонта – 35 дней. За затягивание страховщик платит штраф 0,1% от стоимости ремонта в день. Максимальное расстояние от СТО от места ДТП предполагается в 50 км (в первом чтении принято 10 км для крупных городов и 200 – для небольших), а гарантийные автомобили должны ремонтироваться на СТО, одобренных заводом-изготовителем. Выбирать станцию должен потребитель, настаивает ЦБ, а отвечать за качество и сроки ремонта – страховщик. Тем, кто не справится с требованиями ЦБ, регулятор запретит осуществлять ремонт в ОСАГО.
Раз страховщик отвечает за качество и сроки ремонта, он и должен выбирать СТО: ему лучше знать, какие станции загружены, а какие нет, возразил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Денежные случаи
Деньги пострадавшему в ДТП предлагается выплатить: если автомобиль полностью разрушен; если стоимость ремонта больше страховой выплаты (400 000 руб.); если страховщик не смог организовать ремонт на СТО, которую выбрал потерпевший, или на СТО, которая соответствует всем требованиям ЦБ; в случае установленных РСА «тяжелых жизненных обстоятельств» – например, при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшего, возможно – членов его семьи; если страховщик и клиент договорились о денежном возмещении; если ЦБ запретил данному страховщику осуществлять ремонт в связи с неоднократными нарушениями.
Шестимесячной гарантии достаточно для восстановительного ремонта, но не для кузовного, заявил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: гарантия на лакокрасочное покрытие должна составлять минимум год, поскольку брак становится очевиден лишь в межсезонье. А если в поправках, как сейчас, не будут упоминаться новые запчасти, недобросовестные страховщики и СТО будут использовать восстановленные, предупредил он.
В 95% случаев 35 дней достаточно для ремонта, но есть редкие марки, детали для которых не находятся на складах в России, говорит Соломатин.
СТО не заинтересованы затягивать ремонт, считает гендиректор федеральной сети автосервисов «Единые сервисные системы» Оксана Копылова, но если оригинальная запчасть «стоит 5000 руб. и придет не раньше чем через 60 дней, то мы не сможем сделать ремонт – мы восстановим».
Если выбранная клиентом СТО находится более чем в 50 км от места ДТП, он может претендовать на выплату деньгами, уточнил Чистюхин. Вряд ли это решит проблему недобросовестных автоюристов, сомневается гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов: «С точки зрения мошенников, которые будут делать подставные аварии, это отличный способ избежать натурального возмещения». Еще одна возможная лазейка касается сроков ремонта, предупреждает он: «Автоюристы будут выкупать требования к страховым компаниям и осознанно загружать конкретную СТО, которая физически не сможет объем выполнить».
Возможно, ЦБ торопится зря: присутствовавшие на круглом столе депутаты усомнились, что закон удастся принять к марту. Прийти к консенсусу даже к февралю-марту не получится, уверен депутат «Справедливой России» Олег Нилов. 1 марта принять закон вряд ли удастся, отметил Андрей Марков из «Единой России»: для начала нужно выбрать «несчастливый регион», на котором будет обкатана новая система.