Московская биржа доверила котировальные списки Центробанку
Теперь именно он будет определять, акции каких эмитентов могут не дотянуть до высшего уровняМосковская биржа изменила требования к исключению акций эмитентов из первого или второго котировального списка торговой площадки. Новые правила вступили в силу 28 декабря 2016 г.
Биржа начала реформу листинга в 2014 г., чтобы упростить систему котировальных списков бумаг, приблизив ее к международным стандартам. Сейчас на бирже существует три котировальных списка акций: первый (высший), второй, а также третий, некотировальный уровень. Соответствие эмитента тому или иному уровню определяется в зависимости от размера доли ценных бумаг в свободном обращении (free float), качества корпоративного управления (например, не менее 20% и не менее трех независимых членов в составе совета директоров – требования для включения в высший котировальный список) и других критериев.
Ранее для удаления акций с высшего котировального уровня было необходимо, чтобы free float в течение полугода составлял определенную величину (на конец 2016 г. – 10%) минус 2,5 процентного пункта (п. п.). Чтобы акции были исключены из второго котировального списка, показатель free float за полугодие должен быть ниже установленного предела на 5 п. п.
Игра на понижение
«Двадцатого января будет понижение [уровня листинга] некоторого количества бумаг», – заявила в декабре 2016 г. управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова, из 65 эмитентов высшего котировального списка всем требованиям биржи соответствуют 35, пять эмитентов (каких именно, Кузнецова не уточнила) не соответствуют требованию по free float и по 25 решение пока не принято, указывала она.
Согласно новым правилам количественные показатели free float для поддержания акций, находящихся на высшем котировальном уровне, исключаются, а требования к акциям определяются в соответствии с нормативным актом ЦБ. Представитель Банка России сообщил «Ведомостям», что доступ к организованным торгам акций, находящихся в свободном обращении, регулируется положением 534-П. Сейчас согласно этому документу показатель free float для первого котировального списка находится на уровне 10%. Однако в документе будут изменения – они уже переданы на регистрацию в Минюст, сообщил представитель ЦБ, не раскрыв новых цифр. Для акций, входящих во второй котировальный список, был отменен плавающий порог free float и закреплен новый, следует из правил биржи. Теперь основанием для исключения бумаг является уменьшение количества ценных бумаг эмитента в свободном обращении в течение полугода ниже 4% от общего количества размещенных обыкновенных акций.
Также в новых правилах предусмотрена возможность для ЦБ снижать или вовсе отменять требования, касающиеся включения акций в тот или иной котировальный список.
«Бирже приходится определять, в бумаги каких эмитентов частные пенсионные фонды (НПФ) имеют право инвестировать пенсионные накопления, а в какие нет (на данный момент НПФ могут вкладывать пенсионные накопления в ценные бумаги, входящие в первый котировальный список. – «Ведомости»). Биржа давно просила у ЦБ, чтобы регулятор сам решал данный вопрос, поскольку торговая площадка, как инфраструктурный агент, никакого отношения к регулированию инвестиций пенсионных накоплений не имеет. По-видимому, Московская биржа и Центробанк договорились, что все-таки регулятор возьмет на себя часть ответственности», – говорит сотрудник одного из инвестиционных банков. Кроме НПФ, ограничения на инвестиции вне первого котировального уровня есть у страховых компаний: они могут вкладывать страховые резервы в акции, входящие в первый котировальный список, либо имеющие соответствующий кредитный рейтинг.
Биржа не хочет навлечь на себя гнев эмитентов и профучастников, считает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства Юрий Ногин. «Такое решение со стороны Московской биржи – логичный шаг, исключающий возможные несоответствия внутренней нормативно-правовой базы биржи российскому законодательству. Аргументацией в случае исключения из списков будет несоответствие нормативному документу Центробанка», – заключает он.