ВТБ согласен через суд заплатить по гарантии, которую выдал экс-генподрядчику стадиона в Петербурге

Банк не хочет платить лишнего
Гарантии по контрактам принесли банку много потерь
Гарантии по контрактам принесли банку много потерь / Евгений Егоров / Ведомости

Президент банка ВТБ Андрей Костин предложил администрации Петербурга через суд взыскать средства по банковской гарантии, которую банк выдал бывшему генподрядчику «Зенит-арены». Стороны расходятся, какой объем работ был выполнен, что суд решит, то банк выплатит, сказал Костин (цитата по «Интерфаксу»). Он говорит, что уже встречался с губернатором Петербурга и ему предстоит встретиться по этому же вопросу с Олегом Дерипаской. По его словам, ВТБ на такого рода проектах потерял достаточно много средств.

В июле администрация Петербурга в одностороннем порядке расторгла три контракта стоимостью 24,5 млрд руб. со структурами холдинга «Трансстрой», объяснив это медленным выполнением работ и их низким качеством. Ранее банк ВТБ (с учетом Банка Москвы) выдал «Инжтрансстрой-СПб» под эти контракты гарантии на 3,8 млрд руб., они действуют до 17 января 2017 г. Администрация уже потребовала от ВТБ 83 млн руб., говорил председатель комитета по строительству Сергей Морозов. Пресс-служба ВТБ от дополнительных комментариев отказалась.

Чиновники требуют от экс-подрядчика вернуть 3,6 млрд руб. неотработанных авансов. «Инжтрансстрой-СПб» направил в Смольный исполнительную документацию о выполненных работах на 1,8 млрд руб., также подал иски с требованием признать незаконным расторжение контракта и компенсировать еще 1 млрд руб. за работы, не включенные в документацию.

Чтобы продолжить финансирование строительства стадиона, администрация Петербурга внесла изменения в АИП, которые предусматривают переброс 2,6 млрд руб. со строительства социальных объектов на стадион (см. врез).

За помощью

Администрация Петербурга подала заявки на федеральное финансирование двух объектов здравоохранения, средства на строительство которых в 2016 г. переброшены на строительство стадиона.

Стройка очень сложная, поэтому понятно желание ВТБ через суд максимально уточнить размер требований и по возможности снизить его, рассуждает петербургский банкир. По его словам, при первом обращении банк должен незамедлительно выплатить гарантию на заявленную сумму требований. В случае отказа повышенное внимание к банку проявляет ЦБ, но ВТБ может позволить себе подобные риски, рассуждает партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов. Разница в суммах достаточно велика, если ВТБ переплатит в случае немедленного возвращения гарантии, вернуть деньги из бюджета потом будет довольно сложно, считает он. Решение первой инстанции может появиться до конца года с учетом важности вопроса плюс время на возможное оспаривание, полагает юрист. На отношения банка с администрацией города этот процесс не повлияет, уверен банкир.

Вице-губернатор Игорь Албин, представители комитетов по строительству и комитета финансов в пятницу не ответили на запросы.

Для Петербурга найти 2,6 млрд руб., чтобы в будущем профинансировать социальные объекты, – посильная задача, полагает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, город может продолжить сокращение бюджетных расходов или привлечь средства через заимствования. Петербург – один из лучших заемщиков в России, у города небольшой уровень госдолга в отличие от других регионов и хорошая кредитная история, добавляет он. Доходы петербургского бюджета в 2016 г. составляют по плану 434,3 млрд руб., расходы – 493,1 млрд руб. Госдолг Петербурга на 1 сентября 2016 г. – 14,7 млрд руб., следует из данных комитета по финансам.

Арбитражный суд Москвы в августе 2015 г. удовлетворил иск Росавтодора о взыскании 5,7 млрд руб. банковской гарантии и процентов с «ВТБ 24». В июле 2016 г. Верховный суд России оставил это решение в силе, хотя «ВТБ 24» оспорил его в кассационной инстанции. «ВТБ 24» должен был выплатить гарантию по контракту с ПАО «Волгомост» на реконструкцию автомагистрали М4 «Дон». Суд установил, что нарушались сроки выполнения работ, поэтому Росавтодор расторгнул контракт с компанией. «Волгомосту» удалось в первой инстанции оспорить расторжение контракта, но Верховный суд отменил это решение.