От низких ставок страдает рынок облигаций и банковский сектор
На рынке бондов надувается пузырь, банки вынуждены сильнее рисковатьИз-за долгого периода низких ставок возникают системные риски, сказал FT гендиректор Prudential Financial Дэвид Хант. По его словам, стимулирующий эффект низких ставок «себя исчерпал», тогда как пенсионным фондам и страховым компаниям становится все труднее находить на рынке инструменты для финансирования долгосрочных обязательств. Дефицит пенсионных фондов США, гарантирующих фиксированные выплаты, достиг $562 млрд.
Уже более $13 трлн облигаций торгуется с отрицательной доходностью. Из-за этого на этом рынке «надувается самый огромный пузырь в истории», предупредил инвесторов гендиректор хедж-фонда Elliott Management Пол Сингер. «Держите такие инструменты, но на свой страх и риск, они могут привести к серьезным увечьям или смерти вашего капитала, – цитирует его CNBC, – взрыв, вызванный этим, будет поразительным, внезапным, мощным и масштабным». Индекс облигаций Barclays Multiverse недавно снизился до рекордных 1,4%, поскольку доходность 10-летних госбондов Японии, Германии и Швейцарии уже давно отрицательная.
«Мы говорим [об отрицательной доходности] как о само собой разумеющемся, но это неправильно, – сказал FT старший менеджер по инвестициям Prudential Fixed Income Грегори Питерс, – она сильно искажает [ситуацию на рынках]». По его словам, если начнет расти инфляция, «ситуация будет менее приятной».
Гендиректор Deutsche Bank Джон Крайан написал колонку для Handelsblatt, в которой предупреждает, что нынешняя политика ЕЦБ «работает против укрепления экономики и против укрепления надежности европейской банковской системы». «Deutsche обладает гораздо большими резервами ликвидности, чем несколько лет назад, – 223 млрд евро, но из-за низких ставок за них приходится платить более 100 млн евро ежегодно», – отмечает Крайан.
С тех пор как ЕЦБ и ЦБ Швейцарии ввели отрицательные ставки по депозитам, крупные банки Германии и Швейцарии тоже стали заставлять крупных корпоративных клиентов доплачивать за депозиты. И по крайней мере у двух немецких и одного швейцарского банка ставки отрицательные и по розничным вкладам.
У Банка Англии ставки пока выше нуля, но местным банкам тоже стоит приготовиться. «Все, что актуально для европейских банков, актуально и для британских», – отмечает аналитик Berenberg Эндрю Лоу. У Royal Bank of Scotland первыми с отрицательными ставками столкнулись клиенты его инвестбанковского подразделения, торгующие фьючерсами и опционами и держащие депозиты в качестве обеспечения.
Политика отрицательных ставок, введенных ЕЦБ в 2014 г., уже стоила банкам 2,6 млрд евро, говорится в докладе S&P (его цитирует FT). Отрицательные ставки съедают прибыль банков, заставляя их сокращать издержки, выдавать рисковые ссуды и вводить комиссионные по текущим операциям, предупреждают аналитики S&P. Их беспокоит «потенциально неверная оценка рисков» и «новый вид агрессивности, сопровождающий поиск доходности».