АРБ раскритиковала законопроект ЦБ по региональным банкам
Идеи регулятора противоречат Конституции и превращают банки в организации «второго сорта», сочли в ассоциацииСтатус регионального банка, на введении которого настаивает Центробанк, может привести к тому, что банки с таким статусом станут неконкурентоспособными и превратятся в организации «второго сорта», считают в Ассоциации российский банков (АРБ). Такое заключение ассоциация подготовила на законопроект ЦБ, который решил разграничить статусы федеральных и региональных банков, и направила и. о. директора департамента банковского регулирования ЦБ Александру Жданову.
Согласно проекту региональные банки будут выделены в отдельную категорию и их деятельность будет регулироваться по-иному, чем деятельность федеральных банков. ЦБ предлагает, чтобы с 2018 г. к региональным были отнесены банки, капитал которых не превышает 1 млрд руб. и с активами до 7 млрд руб. Работать такие банки смогут только в том регионе, где находится их головной офис, а также граничащих с ним. Региональным банкам нельзя будет проводить трансграничные операции и сделки с нерезидентами, а валютные операции они смогут проводить через другие российские банки. Сделки на межбанковском рынке банкам с таким статусом придется заключать только через центрального контрагента.
Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому, того же региона.
ЦБ предлагает не только ограничения, но и некоторые упрощения в регулировании деятельности региональных банков. Им придется соблюдать только пять обязательных нормативов, два из которых – достаточности капитала (Н1.0 и Н1.2), а также норматив текущей ликвидности и нормативы, ограничивающие кредитование связанных сторон (см. врез).
Регулятор также обещает упростить для региональных банков раскрытие информации и разрешить в них совмещение должностей руководителя службы внутреннего контроля и службы управления рисками.
Ограничить проведение операций одним или несколькими российскими регионами – значит вступить в противоречие с Конституцией, она гарантирует свободное перемещение финансовых средств; противоречит эта идея и Гражданскому кодексу. В нем подобные ограничения допускаются, но только если их диктует необходимость обеспечить безопасность людей, защитить их жизнь и здоровье, сохранить природу и культурные ценности, пишет АРБ.
Многие клиенты региональных банков работают не только в соседних регионах, поэтому целесообразно расширить географию присутствия, следует из документа: ассоциация предлагает разрешить региональным банкам работать в том федеральном округе, где они находятся, а также в Москве.
Не согласны в АРБ и с законодательным ограничением предельной величины активов. Это может в стратегической перспективе повлечь негативные последствия для региональных банков, вынуждая их либо искусственно сдерживать темпы роста бизнеса, либо переходить в категорию обычного банка, что требует повышения капитала, пишет АРБ. Банки, которые хотят работать без ограничения, должны будут увеличить собственные средства до 1 млрд руб. Целесообразно не вписывать в закон конкретный размер активов, а предоставить ЦБ возможность устанавливать ограничения в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния банковской системы, настаивает АРБ.
На 1 июля 2016 г. 25,6% корпоративных кредитов, 42,8% привлеченных средств организаций и 25,7% депозитов населения были валютными, пишет АРБ. Запрет региональным банкам проводить операции с нерезидентами, в том числе переводы средств по поручению граждан и компаний, может привести к существенным негативным последствиям для банков: «Указанный запрет неминуемо приведет к оттоку клиентов и, как следствие, уменьшению ресурсной базы, доходов, снижению дальнейшей возможности увеличения капитала региональных банков».
Мало послаблений
Предлагаемые ЦБ регуляторные послабления в счет грядущих ограничений АРБ считает недостаточными. Учитывая, что деятельность региональных банков в новом статусе приведет к ограничению круга заемщиков, включая собственников банков, целесообразно повысить для них норматив риска на одного заемщика с 25 до 40%.
Кроме того, банкам будет затруднительно покупать у нерезидентов оборудование, например банкоматы, а также программное обеспечение и проч.
Вместо полного запрета АРБ предлагает ввести ограничение на размер валютной позиции, величину которой будет устанавливать ЦБ, а также разрешить им проводить трансграничные операции через корсчета в федеральных банках.
Идею проводить все межбанковские сделки через центрального контрагента ассоциация также не поддерживает – региональные банки будут нести существенные затраты. Переходный период (ЦБ решил, что двух лет банкам будет достаточно) АРБ предлагает увеличить до трех лет, поскольку двух лет банкам не хватит, чтобы увеличить капитал до 1 млрд руб.
«Абсолютно согласен с этими предложениями [АРБ]», – говорит председатель совета директоров Автоградбанка Павел Сигал (капитал – 892 млн руб.). Он полагает, что деление на региональные и федеральные банки искусственное, но законопроект, скорее всего, все равно будет принят и будет лучше, если в нем будут учтены предложения АРБ, поскольку они значительно смягчают негативные последствия для банков.
Конечно, продлить переходный период необходимо, говорит предправления банка «Нальчик» (капитал на 1 июля – 518 млн руб.) Борис Эндреев. Региональным банкам негде взять столько средств, чтобы вложить в капитал, считает он, замечая, что этот миллиард в капитале региональному банку не нужен – его некуда будет деть.
«Мы внимательно изучим предложения ассоциации, после их рассмотрения ответим авторам», – пообещал представитель ЦБ.