Информаторы SEC получат $100 млн за сообщения о нарушениях в State Street и BNY Mellon
Часть денег может достаться Гарри Маркополосу, раньше SEC раскусившему аферу Бернарда МэдоффаВыплаты State Street и BNY Mellon по мировым соглашениям с властями США превысили $1,2 млрд. В июле State Street согласился заплатить $530 млн, чтобы урегулировать обвинения в покупке валюты для клиентов по завышенным курсам. Значительная часть этой суммы пойдет SEC и минюсту США, пишет WSJ. BNY Mellon согласился заплатить $714 млн в 2015 г.: власти подозревали, что он более 10 лет обманывал пенсионные фонды при валютных сделках. В июле SEC сообщила, что в течение трех месяцев ждет заявок от информаторов на выплату вознаграждения по делу BNY Mellon.
По закону Додда – Фрэнка информаторы, сообщающие регуляторам о мошенничестве в публичных компаниях, могут претендовать на 10–30% от уплаченных штрафов. Это значит, что Грант Уилсон, Питер Сера и Райан Гэнь, сообщившие SEC о нарушениях в State Street и BNY Mellon, могут разделить между собой более $100 млн. Уилсон, бывший трейдер питсбургского подразделения BNY Mellon, может претендовать почти на $60 млн, показывают расчеты WSJ, Сера и Гэнь, работавшие в State Street, – более чем на $90 млн на двоих.
Ставки растут
$85 млн заплатила SEC с 2011 г. 32 информаторам. Крупнейшие выплаты – $30 млн в сентябре 2014 г., $17 млн в июне 2016 г. и $5 млн в мае 2015 г. В 2015 финансовом году SEC получила 4000 сообщений о нарушениях от инсайдеров. В 2011 г. их было 3000
Вероятно, часть этих денег достанется юристу Гарри Маркополосу, который консультировал трех информаторов. Маркополос прославился тем, что еще в начале 2000-х гг. заподозрил, что хедж-фонд Бернарда Мэдоффа – это финансовая пирамида, и предупреждал об этом SEC задолго до 10 декабря 2008 г., когда Мэдофф сообщил о банкротстве фонда. SEC Маркополоса не услышала, инвесторы получили $18 млрд убытка, а Мэдофф – 150 лет тюремного заключения. 22 декабря 2008 г. покончил с собой основатель хедж-фонда Access International Advisors Рене-Тьерри Вильюше, которого Маркополос, по его утверждению, предупреждал о том, что Мэдофф – мошенник.
В 2011 г. SEC объявила о начале программы сотрудничества с информаторами – инсайдерами, которые готовы сообщить ей о нарушениях в компаниях, в которых они работают. Но первыми, кто обратился к ней, были не информаторы, а представители крупных публичных компаний. Только в декабре 2011 г. руководство SEC провело более 10 таких встреч. Мэри Шапиро, бывшая тогда председателем SEC, встретилась с представителями Apache, Halliburton, United Health, Best Buy, McDonald’s, Johnson & Johnson, Pfizer и Marathon Oil.
Маркополос тоже увидел в новой программе возможности для своих расследований. Еще в 2011 г. у него возникли подозрения, что крупные банки-кастодианы заставляют клиентов переплачивать за операции с валютой. С этими подозрениями он пришел к другу, прежде работавшему в State Street, и тот подтвердил его подозрения: «Сделки с валютой никто не проверяет».
Тогда Маркополос стал искать подтверждения этому у сотрудников банков. Он уговорил Сера, Гэня и Уилсона сотрудничать с ним, нанял юристов и учредил в штате Делавэр партнерство, чтобы имена его информаторов не стали известны раньше времени.
В 2015 г. SEC приняла 150 решений о штрафах для компаний на основе данных, полученных от инсайдеров-информаторов. Но лишь в восьми случаях было выплачено вознаграждение – информаторы получают деньги, если штраф превышает $1 млн. И происходит это не быстро: получив заявку от информатора на вознаграждение, SEC может заставлять его ждать несколько месяцев, и то и более года.