«Мы все на «Титанике», – предупреждает инвестор Марк Фабер
Индекс S&P 500 может растерять рост последних пяти лет, и виной тому – центробанкиАмериканский фондовый индекс S&P 500 может еще вырасти примерно на 5% с нынешних рекордных уровней в ближайшие несколько месяцев, но затем потерять более половины стоимости, предупредил известный инвестор Марк Фабер в разговоре с MarketWatch.
Сейчас S&P 500, Dow Jones и Nasdaq Composite торгуются возле рекордных уровней (во вторник S&P 500 закрылся на отметке 2181,74 пункта). Американский рынок устойчиво рос с посткризисного дна в марте 2009 г., причем с конца 2011 г. этот рост шел практически без коррекций. Ралли во многом объясняется ультрамягкой политикой и денежным стимулированием центробанков, которые, скупая активы, наполняли финансовую систему ликвидностью, чтобы поддержать экономику. Устойчивый подъем рынка прекратился примерно в середине 2015 г., после чего он пережил несколько падений, однако все они были быстро отыграны.
Очередное снижение после решения Великобритании 23 июня выйти из Евросоюза оказалось не очень значительным, а вскоре S&P 500 установил очередной исторический рекорд. Федеральная резервная система США откладывает повышение процентной ставки – после Brexit и из-за сохраняющихся проблем в экономике США. Банк Англии, ранее прекративший скупать облигации и намеревавшийся начать повышать процентную ставку, в августе снизил ее с 0,5% до 0,25% и возобновил скупку бондов с целью приобрести их на 60 млрд фунтов за полгода.
Динамика индекса S&P 500 за последние пять лет
По мнению Фабера, нарастающая амплитуда колебаний S&P 500 складывается в расширяющуюся формацию, которая с точки зрения технического анализа свидетельствует о приближении пика тренда, после чего последует его резкий перелом. «Может, мы сначала сходим на 2300 [пунктов] <…> а затем рухнем до 1100», – сказал MarketWatch Фабер, также издающий инвестиционный бюллетень Gloom, Boom & Doom Report.
С фундаментальной точки зрения Фаберу не нравится то, что американский рынок продолжает расти, хотя корпоративные прибыли снижаются уже пять кварталов подряд. По данным FactSet, прибыль на акцию для компаний S&P 500 за год снизилась на 3,5%. То, что мультипликаторы не выглядят завышенными, как всегда бывает при надувании пузыря, Фабер объясняет тем, что печатание денег центробанками искажает рынок и привело к тому, что доходности гособлигаций опустились до близких к нулевым, а то и до отрицательных отметок. Эта доходность (у 10-летних казначейских облигаций США в среду она составляет 1,53% против 5% в 2007 г., перед кризисным обрушением фондового рынка) и скрывает переоцененность акций.
«Мы все на «Титанике», – сказал Фабер, печатание денег центробанками – рецепт для «колоссальной инфляции активов», которая закончится кровавой баней и потерей фондовым рынком «накопленного за пять лет прироста капитала».
Фабер хорошо известен рядом точных прогнозов – например, об обвале американского рынка накануне «черного понедельника» 19 октября 1987 г. и о начале суперцикла на рынках сырья и, в частности, золота, в начале 2000-х гг. Ситуация на фондовом рынке и в экономике США ему не нравится уже не один год, и о вероятности обвала, пусть и не в таких масштабах, он говорит уже примерно с 2013 г. Однако рынок продолжал расти, поскольку инвесторы следовали правилу «не играй против центробанка». Все новые программы по вливанию ликвидности поддерживали котировки и подталкивали их вверх. Это очень не нравится ряду экспертов, считающих, что фондовые рынки стали слишком зависеть от легких денег и инвесторы ведут себя так, словно их приток никогда не прекратится. Джеймс Грант, издатель Grant’s Interest Rate Observer, на недавней конференции Нью-йоркского общества аналитиков по ценным бумагам раскритиковал председателя ФРС США Джанет Йеллен, которая назвала бычий тренд на фондовом рынке признаком процветания. В пример Грант привел британских избирателей, проголосовавших за Brexit: «Цены на активы не смогли умиротворить их».
«Радикальная денежная политика порождает еще более радикальную денежную политику. Мне кажется, в какой-то момент рынки или избиратели положат этому конец», – сказал Грант. Долгосрочный бычий тренд на рынке гособлигаций США длится уже 35 лет, с 1981 г., а до этого 35 лет тренд был медвежий, и такая симметрия должна служить предупреждением инвесторам, отмечает Дэвид Фуллер, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.
Столь низких доходностей на глобальном рынке «не было все 500 лет документированной истории», написал в июне еще один известный инвестор, управляющий фондом в Janus Capital Group Билл Гросс. «Это сверхновая звезда, которая однажды взорвется», – предупредил он.
Ожидая падения на рынках, Фабер держит физическое золото (в депозитных ячейках, а также зарытым в саду) и акции золотодобывающих компаний; об этом он в конце июня говорил CNBC. Рядовым инвесторам он тогда советовал золотые биржевые фонды. «Золото – это не хедж против расстройства денежного обращения, потому что оно уже имеет место, это скорее инвестиция в расстройство денежного обращения», – заявил на конференции Грант.