Мобильные приложения станут новым оружием Великобритании в борьбе с крупными банками
Технологии должны помочь убедить граждан чаще менять банкБританское Управление по конкуренции и рынкам (CMA) хочет убедить граждан чаще менять банк. Сейчас 60% британцев остаются клиентами одного и того же банка по 10 лет. В результате на рынке доминирует «большая четверка». RBS, Barclays, Lloyds Banking Group и HSBC обслуживают 77% розничных и 85% корпоративных счетов, пишет FT.
К 2018 г. CMA хочет дать возможность гражданам управлять счетами в разных банках с помощью одного мобильного приложения. С согласия клиента доступ к его банковской истории получат другие банки и создатели мобильного приложения, которое подскажет, какие именно банки предлагают условия, лучше всего отвечающие запросам конкретного человека.
Из-за этого крупные банки лишатся ежегодно до 1 млрд фунтов ($1,3 млрд), которые они зарабатывают на комиссии за овердрафт. Многие банки не раскрывают, какую комиссию они берут, когда клиент превышает кредитный лимит, и не предупреждают, когда он уходит в минус. По новым правилам банки будут обязаны предупреждать клиента и давать льготный период, чтобы он успел погасить долг.
$100 млн на 44 штата
Barclays согласился заплатить $100 млн по мировому соглашению с 44 штатами США, касающемуся скандала с манипулированием ставками LIBOR и EURIBOR, сообщает FT. Расследованием возможных нарушений, относящихся к 2005–2009 гг., занимались прокуроры штатов. Barclays не отрицал нарушений, но и не признал их. $100 млн, которые он согласился заплатить, будут поделены между 43 штатами и округом Колумбия.
«Мы разрушаем барьеры, которые давали банкам возможность без труда удерживать клиентов», – говорит Аласдэр Смит, проводивший расследование о комиссионных за овердрафт. Расследование заняло два года и стоило CMA 5 млн фунтов. Сейчас в Великобритании за год меняют банк лишь 3% розничных и 4% корпоративных клиентов, пишет WSJ.
Крупные банки, похоже, не особенно испугались. Ассоциация британских банков заявила, что конкуренция в местном банковском секторе уже есть, но новое приложение поможет потребителям выбрать именно тот продукт, который им больше подходит.
Банки-челленджеры, призванные разбавить доминирование четверки, обрадовались меньше. «CMA дает редкую возможность для развития конкуренции в банковском секторе, но жаль, что они начали со второстепенных, а не главных вещей», – отмечает гендиректор Metro Bank Крейг Доналдсон. Созданный в 2010 г. Metro Bank – один из молодых конкурентов четверки. CMA упустило хорошую возможность по-настоящему повлиять на ситуацию, отмечает еще один банк-челленджер – Aldermore. Акции челленджеров дорожают быстрее, чем акции крупных банков, у которых сейчас много проблем – от низких ставок и устаревших IT-систем до различных судебных разбирательств. Но их молодые конкуренты пока слишком малы, чтобы стать серьезными соперниками для RBS, Barclays, Lloyds Banking Group и HSBC.
Финансово-технологическому сектору уже сейчас есть что предложить банковским клиентам, которые не хотят тратить лишнего. Мобильное приложение SafetyNet Credit автоматически переводит деньги на счет при приближении овердрафта, а Money Dashboard умеет анализировать банковскую историю и привычки клиента, чтобы помочь ему планировать бюджет.
С 2007 г. число британцев, пользующихся онлайн-банкингом, выросло вдвое до 56% банковских клиентов. Еще пять лет назад интереса к банковским мобильным приложениям практически не было, а сейчас со смартфонов совершается 10 млн подключений к счетам ежедневно.
Если мобильное приложение по управлению розничными счетами приживется успешно, то следующим шагом должно стать создание приложений по управлению сбережениями, пенсиями и инвестициями, пишет FT.