Инвестбанки вновь начали зарабатывать в России
Их комиссионные стали расти впервые с введения санкций в 2014 годуЗвание лидера рынка вернул «Сбербанк CIB», говорится в сообщении Thomson Reuters, доходы инвестбанков агентство не раскрывает. «Thomson Reuters причисляет к инвестиционной деятельности синдицированное кредитование, хотя это не совсем верно. Но благодаря этому лидером стал «Сбербанк CIB», консультировавший «Ямал СПГ» при получении синдицированного кредита ($3,6 млрд от Сбербанка и Газпромбанка. – «Ведомости»)», – объясняет инвестбанкир, знакомый с методикой подсчетов. Представитель «Сбербанк CIB» это не раскрывает, указывая лишь, что банк доволен результатом.
Доходы банков от инвестиционного бизнеса перестали снижаться впервые с 2014 г. Перелом произошел во II квартале 2016 г., следует из подсчетов Thomson Reuters. Всего в первом полугодии банки заработали на комиссиях от инвестиционно-банковских услуг $128,3 млн, что вдвое больше, чем в первой половине прошлого года.
Первый квартал этого года оказался провальным – доход составил $16,8 млн, что оказалось абсолютным минимумом за последние 15 лет. За II квартал 2016 г. они заработали $111,5 млн, получив основные комиссии ($47,2 млн) за организацию сделок по синдицированному кредитованию.
Заметнее всего просели доходы инвестбанков от размещения облигаций – на 32% (до $28 млн). Это следствие того, что сократился спрос эмитентов на выпуск бондов: за первое полугодие они разместили бумаги лишь на $8,6 млрд – вдвое меньше, чем в первом полугодии 2015 г., и минимум с 2006 г.
Крупнейшим заемщиком стал Минфин, разместивший евробонды на $1,75 млрд впервые с 2013 г. Лидером по доходам на долговом рынке стал «ВТБ капитал» – он провел 40% всех размещений и был единственным организатором выпуска суверенных евробондов.
Размещение акций принесло $25,4 млн, хотя эмиссия акций и расписок составила $707,2 млн – это минимальный объем с 2012 г.
На консультациях сделок M&A банкиры заработали на 6% меньше, чем в прошлом году ($20,3 млн). И это несмотря на то, что в первом полугодии таких сделок с участием российских активов было заключено на $7,9 млрд – вдвое больше, чем годом ранее. При этом более половины из них пришлось на энергетический сектор ($4,7 млрд). Лидером стал Rothschild, консультировавший две крупнейшие сделки на $3 млрд: продажу 24% «Ванкорнефти» и 30% «Таас-Юрях нефтегазодобычи» (структура «Роснефти») индийским компаниям. На третьем месте по объему – продажа 40% акций «Иркутэнерго» за $1 млрд, в которой участвовала Xenon Capital Partners.
«Небольшие инвестбутики стали консультировать крупнейшие сделки, то, чего еще несколько лет назад никто не ожидал», – отмечает управляющий директор Xenon Наташа Цуканова. По ее мнению, причина в том, что в крупных инвестбанках слишком много бюрократии – любая встреча с клиентом должна быть согласована с комплаенс-службой: «Я не говорю, что жесткий комплаенс – это плохо. Но сейчас зачастую бывает так, что компании нужен консультант, который готов все бросить и быстро делать сделку. И это мировая тенденция».
«Снижение активности в инвестиционно-банковском секторе произошло по всему миру. Спад частично обусловлен Brexit и предстоящими выборами в США, а также продолжающейся волатильностью цен на товарно-сырьевых рынках», – указывает пресс-служба «ВТБ капитала». Восстановления российского инвестиционно-банковского рынка там ждут со стабилизацией цен. До конца года инвестбанк планирует сделки в нефтегазовой, горнодобывающей и транспортной отраслях.
«Новую планку рынок может взять в случае улучшения геополитической ситуации в мире, – ожидает представитель «Сбербанк CIB». – Но и сейчас, как показала недавняя приватизация «Алросы» (разместила 10,9% акций за 52 млрд руб., т. е. с дисконтом в 3,5%), в условиях ограниченного спроса из США можно делать качественные сделки и российский рынок привлекателен для инвесторов».