Некоторые итальянские заемщики не смогут погасить долги до конца жизни

Люди, переставшие обслуживать кредиты, страдают не меньше, чем банки
Итальянские заемщики, переставшие обслуживать кредиты, страдают не меньше, чем банки
Итальянские заемщики, переставшие обслуживать кредиты, страдают не меньше, чем банки / Max Rossi / Reuters

Супруги Роберта и Клаудио Тонелли, живущие рядом с Флоренцией, 10 лет назад взяли кредит в 800 000 евро на покупку отеля в горах. Роберта до этого работала продавцом в обувном магазине, Клаудио – муниципальным служащим. «Мы хотели спокойной жизни, – вспоминает Роберта, – ничего элегантного и рафинированного». Но развивать агротуризм у них не получилось, а долг перед банком Monte Paschi остался. «Я несколько раз собиралась свести счеты с жизнью, – говорит Роберта, – но у меня есть муж и две дочери».

Подобных случаев в Италии много. На балансах местных банков 360 млрд евро проблемных кредитов. Часть их была выдана розничным заемщикам на открытие малого бизнеса, часть – строительному сектору, который пострадал во время рецессии. «В Италии было три волны рецессии, поэтому есть несостоятельные должники», – говорит директор римской Luiss School Марчелло Мессори. Но банки тоже виноваты: «выдавали кредиты кому попало».

За последний год индекс итальянских банков, который рассчитывает FTSE, снизился на 55%, а после британского референдума распродажа ускорилась. Премьер Маттео Ренци пытается уговорить ЕС, чтобы тот разрешил оказать банкам госпомощь, но пока результата нет.

Трудности начались у Тонелли спустя два года после покупки отеля: они не получили субсидии ЕС, которые были необходимы для развития бизнеса. Затем умерла сестра Роберты, помогавшая управлять отелем. Последним ударом стал новый виток рецессии и сокращение потока туристов из Нидерландов и Франции. Роберта не смогла вовремя внести платеж – до 15 000 каждые полгода. «Мы вложили деньги бабушки, деньги тети и деньги сестры, – рассказывает она. – Я не говорю, что ошибок не было, но мы сделали все, чтобы спасти отель».

Больше всего проблемных кредитов в Тоскане, где расположен Monte Paschi, и в Венето, богатом индустриальном регионе. «Сказать, что Monte Paschi плохо управлял кредитованием, – это ничего не сказать», – отмечает профессор Университета Флоренции Лоренцо Гай. После смены руководства банк создал команду из 700 специалистов для взыскания долгов.

Тонелли решили продать отель, но оказалось, «что это невозможно, хотя мы и работали с 22 агентствами». В 2012 г. один из друзей Роберты предложил за ферму и отель 300 000 евро, но это не устроило Monte Paschi. «Мы предлагали решения, – возмущается Роберта, – но они упрямо действовали по своим протоколам, это же абсурд». В итоге Monte Paschi решил продать ферму с аукциона, разделив ее на пять лотов, но потом сообщил, что готов остановить процесс отчуждения, если Тонелли заплатят 100 000 евро. Таких денег у них не было.

Monte Paschi не комментирует случившееся. Внешний консультант банка сказал FT: «Банк следовал правильным юридическим процедурам. Эту женщину очень жаль, но банки должны пытаться вернуть деньги».

Когда в 2012 г. в Италии был принят закон о персональных банкротствах, у Тонелли появилась надежда, что долг будет списан. Но суд этого не разрешил. Роберта ждет итогов аукциона, чтобы понять, сколько останется должна банку. По ее мнению, – 700 000–800 000 евро. «Я никогда не смогу расплатиться, и после моей смерти дочери пойдут в суд, чтобы отказаться от наследства», – говорит Роберта.

Перевела Татьяна Бочкарева

Итальянские заемщики, переставшие обслуживать кредиты, страдают не меньше, чем банки