Люксовые автомобили оказались лучшей инвестицией десятилетия
На них можно было заработать почти 500% – в разы больше, чем на вине, искусстве, элитной недвижимости, акциях и хедж-фондахFerrari и Porsche легко обогнали самых известных управляющих хедж-фондами, принеся за последние 10 лет трехзначный доход.
Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством элитной недвижимости Knight Frank (Knight Frank Luxury Investment Index), за 5- и 10-летний периоды, завершившиеся в конце I квартала 2016 г., вложения в топовые марки классических автомобилей принесли 161 и 467% дохода соответственно. Это существенно больше, чем можно было заработать на инвестициях, например, в золото, дорогую лондонскую жилую недвижимость или просто в акции (см. график). В частности, индекс доходности хедж-фондов, который рассчитывает Hedge Fund Research, вырос с начала 2006 г. на 39,6%.
Отдельные управляющие хедж-фондами за прошедший год смогли показать более высокую доходность, чем дали альтернативные инвестиции. Тем не менее рост цен на классические автомобили составил 17%, тогда как средний хедж-фонд, по данным Preqin, потерял почти 2%.
Цены на многие люксовые автомобили на аукционах остаются чрезвычайно высокими. В феврале Ferrari 335 S Spider Scaglietti 1957 года выпуска была продана более чем за 32 млн евро (включая налоги и премию покупателя) после ожесточенной 10-минутной торговли между двумя претендентами. Это рекордная цена в евро, уплаченная за гоночную машину на аукционе. (Долларовый – и мировой – рекорд, который Ferrari 335 не побила при пересчете по курсу, принадлежит другой модели этой же марки – Ferrari 250 GTO, проданной на аукционе Bonhams в Калифорнии в 2014 г. за $38 млн.)
Рекордсмены аукционов
Женитьба по любви
После продажи редкие марки классических автомобилей вряд ли будут спрятаны в гаражах новых владельцев. «Автомобиль как инвестиция – это, конечно, прекрасно, но ничто не сравнится с управлением машиной, в которой под вашей правой ногой таятся 400 лошадиных сил, – говорит Саймон Кидстон, основатель женевской фирмы Kidston, консультирующей коллекционеров классических автомобилей. – Купить такую машину и не водить ее – все равно что жениться на самой прекрасной женщине на свете и не ложиться с ней в постель».
Хотя рынок премиальных марок остается достаточно сильным, эксперты предупреждают, что их предложение быстро увеличивается, из-за чего тормозится рост цен. С начала этого года он составил лишь 1,06%.
«Количество выставляемых на продажу автомобилей значительно увеличилось, – говорит Дитрих Хатлапа, основатель Historic Automobile Group International – компании, специализирующейся на анализе инвестиций в редкие классические автомобили. – Появилось больше аукционных домов, проводится больше аукционов. Аукционы, длившиеся один день, теперь идут два. Да и число дилеров за последние пять лет выросло более чем вдвое».
Покупатели теперь уделяют повышенное внимание истории автомобиля, добавляет Хатлапа: «Людям нравится оригинальность, и за это они готовы платить высокую цену». В качестве примера он приводит Jaguar XK120C C-Type 1953 года выпуска – участвовавший в гонках двухместный родстер, который в мае был продан на аукционе Bonhams в Монте-Карло за 7,25 млн евро.
Фриц Кайзер, исполнительный председатель совета директоров Kaiser Partner, лихтенштейнской компании по управлению благосостоянием, консультирует клиентов по вложениям в альтернативные активы и сам коллекционирует автомобили. У него, в частности, есть Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1956 года выпуска и произведенная в 1959 г. BMW 507.
Несколько перегретый рынок сейчас охлаждается, что не так хорошо для инвесторов, но зато наступает хорошее время для коллекционеров, считает Кайзер. «Если вы думаете купить Ferrari в надежде на то, что в ближайшие два-три года она удвоится или утроится в цене, не думаю, что это хорошая идея. Но если вы коллекционер, сейчас хорошее время для покупки», – говорит он.
Другие альтернативные инвестиции тоже принесли своим владельцам хорошую выгоду, свидетельствует Knight Frank Luxury Investment Index. За 10 лет дорогое вино выросло в цене на 245%, а за пять лет второй после автомобилей результат показали монеты (73%). Рынок искусства показал рост на 206% за 10 лет, но за последние пять – только на 16% из-за некоторого снижения цен в целом за последнее время.
Инвесторы и коллекционеры дорогих автомобилей в последние месяцы стали более разборчивы, говорит Эндрю Ширли, автор доклада Knight Frank: «Это характерно для любого рынка, который рос в течение длительного времени, – цены достигли уровня, на котором люди берут паузу». То же самое произошло на рынке произведений искусства, где цены на аукционах достигли невероятных высот, отмечает он: «И теперь люди не хотят платить такие деньги, если только их не просят за лучшие и самые исключительные произведения искусства».
Перевел Михаил Оверченко