Не все ритейлеры грамотно обращаются с бесконтактными банковскими картами
Поэтому британская UK Cards объясняет им основные правилаБесконтактные платежи стали в Великобритании «мейнстримом», констатирует британская ассоциация UK Cards (объединяет эмитентов банковских карт и банки): в 2015 г. на бесконтактные карты пришлось 7,75 млрд фунтов ($11,4 млрд) платежей по сравнению с 2,32 млрд фунтов в 2014 г. «Когда люди покупают сэндвич на бегу, угощают пивом друзей в пабе или платят за поездку в метро, они по умолчанию выбирают бесконтактный способ оплаты», – отмечает гендиректор UK Cards Грэм Пикоп.
Поэтому UK Cards выпустила для ритейлеров руководство по бесконтактным платежам. В частности, в нем говорится, что карта или смартфон, которые используются для платежа, должны оставаться в руках, а умные часы – на руке потребителя. И продавец, и покупатель должны видеть экран платежного терминала и следовать его указаниям. Но на практике это далеко не так, пишет FT. Привыкнув работать с картами, требующими введения пина или прокатывания магнитной полосой, кассиры и продавцы часто забирают у клиента и бесконтактную карту, заставляя его волноваться, не снимут ли с карты лишнего.
Deloitte для маленьких
У малого бизнеса появился шанс стать клиентом Deloitte, пишет FT. Для него аудиторская фирма разработала сервис Propel – он получил от Deloitte 2,5 млн фунтов инвестиций. Стартапам, у которых не более трех сотрудников, услуги Propel обойдутся в 350 фунтов ($510) в месяц, компаниям с 15–25 сотрудниками – в 1500 фунтов.
В Великобритании бесконтактной картой можно расплатиться в метро, автобусе, а также в некоторых магазинах, кафе, пабах и ресторанах. Лимит за одну покупку составляет 30 фунтов (2820 руб.; в России лимит – 1000 руб.). «С ростом доступности мобильных платежей следует ожидать, что все больше бесконтактных платежей будет совершаться не с карт, а со смартфонов», – отмечает управляющий директор Accenture Payment Services Джереми Лайт.
Управляющий Банка Англии Марк Карни пообещал таким компаниям, как PayPal и Apple Pay, прямой доступ к своему платежному сервису, пишет FT. Через этот сервис ежедневно проходят расчеты по сделкам на 500 млрд фунтов ($730 млрд), но для небанковских компаний сейчас доступ к нему открыт только через их прямых конкурентов – четыре банка, осуществляющих клиринговые услуги. «Для всех – и в Великобритании, и в глобальном масштабе – финансовые технологии означают более всеохватывающую финансовую систему, – заявил Карни. – Людям будет легче взаимодействовать друг с другом, они будут лучше информированы и обладать большими возможностями». В Великобритании создана, как ее называют в обиходе, «песочница» для финансово-технологических стартапов. Для них действует мягкое регулирование, что должно способствовать развитию сектора.
Банкомат вне конкуренции
«Мне бы хотелось, чтобы кто-то привел хоть малейшее доказательство, что финансовые инновации идут на пользу экономике», – говорил в 2009 г. бывший председатель ФРС Пол Волкер (автор «правила Волкера», запретившего банкам торговать на собственные средства). Лучшей инновацией последних 25 лет он считает банкоматы: «Вот это по-настоящему помогает людям, это полезно».
Банки понимают, что новые технологии – не только благо, но и новые риски для них. Из 300 топ-банкиров, опрошенных Accenture, 76% говорили, что «безоговорочно с этим согласны». 85% респондентов отмечали, что новые цифровые продукты значительно увеличивают риски, связанные с обработкой клиентских данных. Столько же респондентов выбрали ответ, что из-за этих рисков могут отказаться от сотрудничества с другими компаниями. «Чем больше клиентов доверяют цифровым продуктам и чем больше банки их внедряют, тем более уязвимыми становятся клиентские данные», – говорится в отчете Accenture. «Банкам предстоит многое сделать, чтобы успокоить клиентов и убедить, что их интересы чрезвычайно важны для банков и их личные данные в безопасности», – отмечает начальник отдела банков Accenture Алан Макинтайр. Недавно Santander совместно со стартапом Kabbage начал предлагать малому бизнесу экспресс-кредиты – на их получение нужно всего несколько часов. Испанский BBVA инвестировал в американский Simple и британский Atom, фокусирующиеся на онлайн- и мобильных услугах. По данным Accenture, 52% банкиров ждут появления новых партнеров по «финтеху» в ближайшие два года.