Банкиры подсчитывают, сколько смогут заработать на картах «Мир»
Пока для них в целом выгоднее привычные Visa и MasterCardБанки, готовясь к массовой эмиссии карт «Мир», оценивают, сколько смогут на этом заработать, и пока в сравнении с международными платежными системами (МПС) отечественная не так привлекательна.
«На стандартном сопоставлении продукта к продукту [МПС и «Мир»] экономика для нас отрицательная <...> У платежных систем Visa и MasterCard есть программы поддержки, которые <...> смещают экономику в пользу международных систем», – заявил на седьмом международном ПЛАС-форуме замдиректора департамента розничного бизнеса «ВТБ 24» Алексей Киричек.
Речь идет о ставке интерчейнджа: обслуживающий торговую точку банк (эквайер) платит проценты с каждой транзакции банку, с карты которого совершается платеж (эмитенту). Эквайер, чтобы покрыть затраты на обслуживание торговой точки и плату эмитенту, устанавливает свой тариф для торговых предприятий. Чем ниже ставка интерчейнджа по карте, тем выгоднее становится торговым сетям ее прием. С другой стороны, чем выше интерчейндж, тем выгоднее обслуживание карт для эмитента. «Мы сравнивали аналогичные категории карт по Visa и MasterCard и пришли к выводу, что по картам МПС мы будем зарабатывать больше, чем по «Миру», поэтому для нас как для эмитента выгоднее выпускать премиальные карты «Мир», где комиссия, которую мы получаем, выше», – пояснил Киричек позже «Ведомостям».
«Первая мысль, которая может тут возникнуть, мол, банки-крохоборы за наживой стремятся. Тут все сложнее», – добавляет он. По его словам, доход в виде интерчейнджа дает банку прежде всего возможность расширять и совершенствовать набор карточных сервисов для клиентов. Те же привычные уже всем программы лояльности в виде миль, баллов, cash-back компенсируются как раз за счет интерчейнджа, поясняет он. Чем меньше банк получает интерчейнджа, тем меньше может транслировать клиенту через инструменты лояльности.
Выпускать сейчас премиальные карты «Мир», где комиссия и доход выше, банки абсолютно всем клиентам не могут, рассказывает другой участник конференции: Национальная система платежных карт (НСПК) установила правила, согласно которым получить премиальную карту клиент может, только если тратит по ней не менее 20 000 руб. в месяц. Если банк будет нарушать это правило, то НСПК снизит банку тариф по всем картам. Гендиректор НСПК Владимир Комлев на конференции в апреле обещал пересмотреть это правило. Вчера представитель НСПК рассказал, что в новой редакции тарифов «Мира» этот подход будет пересмотрен.
Раскошелились на карты
14 банков из 99 участников платежной системы выпускают сейчас карту «Мир» (данные НСПК)
Кроме того, по словам банкиров, Visa и MasterCard выделяют каждому банку в зависимости от оборота по картам средства на маркетинг, фактически это происходит в виде обратной комиссии. НСПК, которая пока только разрабатывает свою маркетинговую стратегию, об аналогичном бонусе для банков пока не говорила.
«Мы изначально установили более низкие тарифы на обслуживание карт «Мир», чем МПС, фактически это те же специальные условия авансом уже на входе в платежную систему», – говорит представитель НСПК. Отсутствие вступительного взноса, комиссии за внутрибанковский оборот по операциям, а также отсутствие платы за размещение логотипа «Мира» на картах позволят существенно снизить стоимость карт «Мир», перечисляет он.
«Совместно с «ВТБ 24» мы просчитывали бизнес-модель эмиссии карт «Мир». По сравнимым показателям (процессинговым и межбанковским комиссиям, отсутствию вступительного взноса у ПС «Мир») эмиссия карт «Мир» выгоднее, чем эмиссия карт МПС», – утверждает представитель НСПК.
Пока рано оценивать карты «Мир» с точки зрения бизнес-модели, считает руководитель блока банковских карт группы Бинбанка Дамир Баттулин. По его мнению, успешность проекта будет зависеть во многом от функциональной начинки данных карт (социальное и транспортное приложения, программы лояльности). Доходность карточных продуктов во многом зависит от поведения клиентов, поэтому финансовый результат по картам «Мир» – это вопрос инфраструктуры и востребованности их у клиентов, заключает Баттулин.
Рентабельность карточного бизнеса банков сильно не изменится, говорит собеседник «Ведомостей» в крупном банке. По его словам, банки зарабатывают на остатках по картам, комиссия, которую они получают за пользование картой, второстепенна. Основная часть клиентских операций с картами приходится на снятие наличных, и здесь у «Мира» выгодные тарифы. В целом разница в интерчейндже для банка не проблема, указывает он, гораздо больше расходов придется на саму эмиссию: «Карта стоит $1, по прогнозам НСПК, к концу года должно быть выдано клиентам 16 млн карт, т. е. банки потратят на выпуск дополнительных карт $16 млн. Хотя в Европе на каждого жителя приходится по 5–6 карт, у нас по 2–3, это не высокая насыщенность, и нам есть куда развиваться».