Страховщики повысили цены на ремонт по ОСАГО
С 1 июня запчасти в их справочниках подорожают в среднем на 4–5%Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал цены на запчасти и материалы для справочников, которые страховщики используют при расчете выплат по ОСАГО. С 1 июня запчасти подорожают в среднем на 4–5%, сообщил президент союза Игорь Юргенс.
Изменится, по его словам, и стоимость работ, которая зависит от марки автомобиля и от региона. Например, в Центральной России стоимость нормо-часа работ по дорогим маркам (BMW, Mercedes, Lexus) снизилась на 7–10%, а в Западно-Сибирском и Северо-Кавказском регионах работы, наоборот, подорожали на 5–11%. Обновленные справочники РСА опубликует на сайте к началу июня, сообщил представитель союза.
Расчет восстановительного ремонта автомобилей по ОСАГО страховщики проводят по единой методике и справочникам с декабря 2014 г. Справочники содержат информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ по 13 экономическим районам. Всего в них более 7000 позиций. Наличие таких справочников помогает избежать ситуации, когда стоимость ремонта, рассчитанная разными экспертами по одному и тому же ущербу и одному страховому случаю, различается в несколько раз. Согласно единой методике, утвержденной ЦБ, справочники должны обновляться не реже чем раз в два квартала. Это позволяет проводить выплаты в соответствии со средним рыночным уровнем цен, объясняет Юргенс, а автовладельцы получают более справедливую компенсацию.
Последний раз страховщики повышали стоимость запчастей в декабре 2015 г., тогда цены выросли в среднем на 5–7%. А за весь прошлый год (с декабря 2014 г. по декабрь 2015 г.) средняя стоимость запчастей увеличилась, согласно расчетам страховщиков, примерно на 20–23%.
В конце декабря 2015 г. официальный курс доллара составлял 72,88 руб., евро – 79,70 руб. Курс ЦБ на пятницу, 27 мая, – 65,2 руб./$ и 72,84 руб./евро. Хотя рубль и подорожал, средняя стоимость запчастей все-таки выросла, замечает Юргенс.
Цены на запчасти импортеры поднимают обычно один раз в квартал, говорит заместитель директора по послепродажному обслуживанию группы компаний «Автоспеццентр» Константин Рулла. Изменение прайс-листов неравномерное, продолжает он: некоторые запчасти могут подорожать на 15%, а другие – на 1%. Совокупно по всем маркам подорожание запчастей составляет 8–9%, считает Рулла (см. таблицу), а стоимость нормо-часа действительно упала – примерно на 10%.
За последние полтора года запчасти и комплектующие для автомобилей подорожали в среднем на 10–25%, оценивает директор дилерского центра Hyundai «Рольф сити» Владимир Мирошников: «Таким образом поставщики вынуждены компенсировать девальвацию рубля». Но динамика цен разная. «Если какие-то комплектующие даже подешевели, то другие подорожали на 40% и более», – добавляет Мирошников. Расценки на работы, в том числе кузовные, многим дилерам удалось удержать на том же уровне, что и до девальвации, считает Мирошников.
Повышение цен на ремонт скажется на размере выплат страховщиков и будет одним из факторов роста убыточности по ОСАГО (в 2015 г. она превысила 100%. – «Ведомости»), говорит аналитик агентства «Эксперт РА» Алексей Янин. Для существенной части страховщиков бизнес ОСАГО пока относительно безопасен, продолжает он: убытки в одних регионах они могут сглаживать за счет других и иных видов страхования. Но некоторым компаниям, специализирующимся на ОСАГО, особенно в убыточных регионах – на юге России или Урале, – уже сейчас приходится выживать, признает он.