Главным в размещении суверенных еврооблигаций стали не ставка и сумма
Россия убедилась, что ее инфраструктура готова к таким сделкамПредставитель Альфа-банка сообщил ТАСС, что банк приобрел часть выпуска. По данным «Прайма», российские евробонды также приобрели «Уралсиб» и Московский кредитный банк. Несколько клиентов БКС покупали евробонды, сообщил управляющий директор «БКС брокера» Андрей Алетдинов, об участии клиентов «Атона» рассказал руководитель трейдинга компании Ярослав Подсеваткин, но сумму и «страну происхождения» инвесторов они не раскрыли.
Во вторник Россия протестировала отечественную инфраструктуру для размещения еврооблигаций на внешнем рынке. Минфин продал 10-летние евробонды на $1,75 млрд из запланированных $3 млрд c доходностью 4,75% годовых, спрос составил $7 млрд.
Министр финансов Антон Силуанов доволен размещением. «В целом размещение считаю успешным. Мы присутствуем на внешних рынках заимствований, доходности по нашим бумагам соответствуют нашим ожиданиям», – заявил он вчера «РИА Новости».
Наш бюджет сводится с дефицитом и вопрос, какими ресурсами его покрывать, указывает руководитель аналитического подразделения «Сбербанк CIB» Александр Кудрин. У России большой резервный фонд и Минфин может обойтись и вовсе без заимствований, рассуждает он, но если сейчас есть возможность занимать по таким ставкам, то ею следует воспользоваться. Ставка 4,75%, по мнению Кудрина, – не так уж много, а премия к обращающимся выпускам исчезнет за два дня, если эти бумаги начнет обслуживать Euroclear.
Впервые евробонды размещались без помощи иностранных банков и депозитариев. «На Euroclear было оказано беспрецедентное давление, – возмущался Силуанов. – По сути дела, мы столкнулись с таким телефонным правом, когда из государственного департамента, администрации США по звонку определяется для инвесторов и организаций, которые осуществляют расчеты, участвовать в размещении или нет».
Целью размещения в значительной степени было продолжение развития инфраструктуры нашего финансового рынка, говорит замминистра финансов Максим Орешкин: экономика сейчас не нуждается в большом притоке валюты. «Сделать процесс размещения суверенных евробондов полностью национальным – это позитивный момент. Фактически мы занимаемся импортозамещением американских контрагентов», – рассказывает Андрей Соловьев, руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала», организатора размещения.
Минфин рассчитывает и дальше обходиться без иностранных организаторов. «Надеемся, что мы найдем способы отказываться от привлечения иностранных банков для размещения наших облигаций и использовать свою собственную инфраструктуру для размещения облигаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке», – сказал Силуанов (цитаты по «Интерфаксу»).
По словам Силуанова, переговоры с Euroclear об обслуживании нового выпуска евробондов России продолжатся. У России пока нет договоренностей по клирингу с международными системами Euroclear и Clearstream, которые могли бы обеспечить ликвидность бумаг на вторичном рынке за рубежом. Если бы Euroclear, Clearstream согласились участвовать, то спрос был бы, конечно, выше, указывает Орешкин. И, конечно, фонды запросили на НРД дополнительную премию: для них это нестандартная операция, продолжает он, в том числе и поэтому не было смысла размещать сразу все $3 млрд. Предправления ВТБ Андрей Костин пообещал, что продолжит консультации с Euroclear по обращению нового выпуска суверенных евробондов на вторичном рынке, сообщило «РИА Новости».
При анализе заявок отбирались в первую очередь иностранные инвесторы, которые в итоге приобрели бумаг на $1,2 млрд, остальные $550 млн вложили частные российские банки, сказал Силуанов.
Иностранные участники, которые приобретали евробонды, – это хорошо известные на рынке западные инвесторы, уверяет Соловьев: «Среди них как иностранные хедж-фонды, так и портфельные управляющие, частные банки, и даже была большая заявка от азиатского пенсионного фонда». По его словам, первое место среди регионов занимает Великобритания, второе – континентальная Европа, потом Азия и только затем США.
По новой схеме могут быть доразмещены остальные бумаги на $1,25 млрд, отмечает Орешкин. Надо посмотреть, как бумага будет торговаться, как будут получать ликвидность фонды, которые купили, указывает он: «Задача – создавать комфортные условия для инвесторов в наш риск». Россия может вернуться на внешний рынок заимствований до конца 2016 г., если потребуется, такая договоренность с Минфином есть, заявил Костин Bloomberg TV.
У Минфина хорошие возможности занять еще $1,25 млрд по более низкой ставке, считает Кудрин.
«Перед нами стояла задача собрать книгу заявок в понедельник-вторник и закрыть сделку до конца недели, – делится Соловьев. – В очень короткие сроки, потому что мы боялись каких-то действий со стороны некоторых институтов, которые могли на это повлиять, поэтому не было никаких роуд-шоу». По его словам, кредитный риск России хорошо известен, это не первый евробонд, поэтому инвесторы хорошо понимают, что покупают.