Страховщики подключат к борьбе с автоюристами Верховный суд

До решения этой проблемы Центробанк не хочет либерализовать рынок ОСАГО
Страховщики попытаются убедить Верховный суд обязать предоставлять машину для осмотра
Страховщики попытаются убедить Верховный суд обязать предоставлять машину для осмотра / М. Стулов / Ведомости

ЦБ отложил вопрос о либерализации тарифа ОСАГО: пока не решится проблема с автоюристами, вопрос о тарифах неактуален, следует из выступления зампреда ЦБ Владимира Чистюхина на Петербургском международном юридическом форуме.

Именно работа автоюристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба по ОСАГО, вгоняет автогражданскую ответственность в убытки, настаивают отраслевые лоббисты, в частности Российский союз страховщиков (РСА, см. врез). В среду, 25 мая, представители ЦБ и Верховного суда (ВС) во главе с председателем ВС Вячеславом Лебедевым будут обсуждать активность автоюристов, передал ТАСС со ссылкой на замруководителя департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука.

РСА просит ВС выпустить разъяснения для судов, которые рассматривают разбирательства с участием автоюристов. В частности, лоббисты призывают руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными РСА, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденный автомобиль для осмотра, следует из презентации, подготовленной РСА для несостоявшегося совещания с ВС (есть у «Ведомостей»). Кроме того, страховщики считают, что ремонт по ОСАГО должен превалировать над денежными выплатами.

РСА подробно описывает схему работы автоюристов, которые договариваются с потерпевшим на месте ДТП о переуступке требований и оплачивают ему часть убытка. После этого страховщику направляется досудебная претензия – без предоставления автомобиля на осмотр – и компании не могут оценить размер ущерба.

Цена вопроса

10 миллиардов рублей получили от страховщиков ОСАГО автоюристы, по данным РСА. На долю посредников приходится практически половина выплат, осуществляемых по решению суда

Регуляторы не разделяют драматизм страховщиков. Единственное, что поддержал Жук, – установление приоритета ремонта машины по ОСАГО над денежными выплатами. Принятые в первом чтении поправки в закон об ОСАГО уже закрепляют обязательный осмотр машины.

Представитель ЦБ отказался от комментариев.

Если страховщик не в полном объеме выплачивает страховое возмещение, то привлечение юристов для защиты – «вполне нормальный процесс» – потребитель всегда является слабой стороной, особенно в отношениях с финансовыми организациями, заявил вчера замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров. Он не разделяет мнение страховщиков, что убытки по ОСАГО – результат работы автоюристов (цитаты по ТАСС).

«Наверное, эти предложения создадут некоторые неудобства для недобросовестных автоюристов и немного снизят оказываемое ими давление на страховщиков, но в то же время эти меры ущемляют права автовладельцев, – отмечает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. – Почему, например, должны увеличиваться сроки рассмотрения претензий и урегулирования убытков».

Судебные издержки стали отдельной, очень существенной и непрогнозируемой статьей расходов страховщиков ОСАГО, которая сильно искажает всю экономику этого вида страхования и не может быть учтена в тарифах, указывает топ-менеджер страховщика из топ-5.