Центробанк выставил себе KPI

Регулятор добавил количественные ориентиры в стратегию развития на финансовых рынках
Центробанк определил для себя ключевые показатели эффективности
Центробанк определил для себя ключевые показатели эффективности / А. Гордеев / Ведомости

В стратегии развития финансовых рынков на 2016–2018 гг. – первом подобном документе для Центробанка, который стал мегарегулятором в 2013 г., – не было количественных ориентиров: ЦБ отказался от них и выбрал «вектор развития», объяснял первый зампред ЦБ Сергей Швецов в декабре 2015 г., представляя стратегию. Участники рынка настойчиво просили регулятора дополнить документ цифрами, и они появились.

KPI пока разработаны не по всем направлениям (см. таблицу), рассказал вчера в Госдуме Швецов. «Безусловно, когда закончим эту работу, к моменту принятия уже основного документа в мае утвердим для себя конечные цифровые показатели, методики раскроем, и с помощью этих показателей Госдума, рынок смогут отслеживать, насколько ЦБ выполняет те поставленные задачи, которые в этом документе будут значиться», – объяснил он.

Предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев обращает внимание на отсутствие KPI по дифференцированному регулированию профучастников рынка – ЦБ собирался выделить группу системно значимых игроков, как в банковском регулировании. «Я бы здесь поставил некий количественный показатель, который бы отразил рост количества небольших небанковских компаний, не являющихся депозитариями», – предлагает Тимофеев, например, сейчас брокеров-банков и брокеров – небанковских организаций примерно поровну, а больше половины брокеров являются одновременно и депозитариями, «это означает, что у нас нет самой массовой части индустрии посредников – маленьких брокеров, которые не являются банками и не хранят активы клиентов, – регулятивная нагрузка на них непосильна». Сейчас до 15% участников уходят с рынка ежегодно, добавляет президент Национальной фондовой ассоциации Константин Волков.

«По направлениям о защите миноритариев (подняться в рейтинге Doing Business на шесть ступеней на 60-е место. – «Ведомости»), доле корпоративных облигаций в заимствованиях российских юрлиц (с 15 до 20%) и уровне затрат на бумажный документооборот KPI отражают достижения по развитию рынка и будут способствовать развитию рынка. Если речь идет о десятилетнем периоде, то это реализуемо», – говорит председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин, возглавлявший предыдущего регулятора – Федеральную службу по финансовым рынкам. Но все-таки уровень развития любого финансового рынка характеризуется прежде всего количеством и размером активов эмитентов, объемами привлекаемых ими средств, а также присутствием на этих рынках инвесторов, продолжает он: «Догадываюсь, почему такие KPI не присутствуют – это зависит не только от ЦБ, а от экономической политики властей».

Достижима и цель по росту доли продуктов и услуг, доступных дистанционно (с 18 до 85%), добавил Тимофеев: «Во-первых, мы стоим на пороге технологической революции в оказании финансовых услуг, во-вторых, мы стоим перед лицом выхода массового инвестора, который будет с охотой использовать дистанционные каналы продаж и коммуникаций с финансовой организацией». А вот рост количества квалификационных аттестатов он не считает нужным выделять в качестве отдельного KPI – «это никак не отражает уровень достижений или знаний участника рынка».

Центробанк определил для себя ключевые показатели эффективности