От выхода Великобритании из ЕС иностранные банки пострадают сильнее местных

Под удар попадает бизнес по торговле деривативами и валютой с партнерами из ЕС
Лондон — европейский центр торговли деривативами и валютой
Лондон — европейский центр торговли деривативами и валютой / Phil Noble / Reuters

Уже много лет Великобритания служит плацдармом для американских, японских и швейцарских банков, работающих в ЕС. Из лондонского офиса они продают услуги во всех 28 странах союза, не получая разрешения регулятора каждой из них. Лондон – европейский центр торговли деривативами и валютой. По оценке Fitch, половина банковских активов, сосредоточенных в Великобритании, – 6,9 трлн ($9,8 трлн) – приходится на компании-нерезиденты.

Если 23 июня на референдуме британцы проголосуют за выход из ЕС, крупные иностранные банки «потеряют больше всего», говорит партнер юридической фирмы Clifford Chance Крис Бейтс.

Банки это понимают и принимают меры. Последние три года топ-менеджеры Goldman Sachs без устали говорят о негативных последствиях для Великобритании от выхода из ЕС. Банк пожертвовал $700 000 группе, агитирующей против такого решения. Его топ-менеджеры публикуют в британских газетах письма с предупреждениями, а на лондонском офисе Goldman развевается флаг ЕС. «Крайне важно, чтобы Великобритания сохранила свой сектор финансовых услуг, – говорил на Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Goldman Гэри Коуэн, – я не знаю, чем можно было бы его заменить».

Лоббистов выхода Великобритании из ЕС гораздо меньше. Среди них — небольшие брокерские фирмы и хедж-фонды, утверждающие, что без ЕС британский финансовый сектор будет менее зарегулирован. «Почему американцев должно интересовать то, что хорошо для Великобритании? - недоумевает председатель совета директоров инвестиционной фирмы Shore Capital Ховард Шор. - Им интересно то, что хорошо для их банка».

В 1970 г., когда Goldman открыл офис в Лондоне, в нем работало всего пять человек. В 1980-х гг., когда регулирование британского финансового сектора стало мягче, Goldman начал экспансию и открыл офисы во Франкфурте, Париже и Милане. Но с переходом в 1999 г. на евро необходимость в этом отпала и Goldman потратил несколько лет, чтобы сосредоточить свои европейские операции в Лондоне.

Сейчас даже с ближневосточными и африканскими клиентами работает лондонский офис Goldman. Из 6000 его европейских сотрудников 90% дислоцировано в Лондоне. В 2015 г. европейский, ближневосточный и африканский бизнес принесли банку 27% чистого дохода, составившего $33,8 млрд.

Менять такую структуру бизнеса дорого и долго, говорят юристы и банкиры. Если Goldman лишится возможности вести европейские операции из Лондона, сильнее всего пострадает бизнес по торговле деривативами и валютой с партнерами из ЕС. В случае выхода Великобритании из союза власти ЕС могут потребовать, чтобы клиринг сделок с инструментами, номинированными в евро, проходил именно в ЕС. Возможно также, что ЕС потребует усилить штат бэк-офиса, отдела надзора, а для принятия решений потребуется присутствие топ-менеджеров.

Правда, в 2019 г. должна вступить в силу новая редакция директивы ЕС, которая позволит инвесткомпаниям-нерезидентам работать в странах союза, если они зарегистрированы в стране с адекватным регулированием. Это дает надежду иностранным инвестбанкам.

Примерно 10 лет назад Goldman начал строительство нового головного офиса в Лондоне – он будет расположен на месте старой телефонной станции. Стоимость проекта - $500 млн. Возможность выхода Великобритании из ЕС эти планы не меняет – новый офис должен открыться в 2019 г.

Перевела Татьяна Бочкарева