Экспорт мини-юбок в Иран и конфет в Сирию – все это остается частью бизнеса HSBC

Который подписал в 2012 году с США соглашение об отсрочке преследования за отмывание денег
Майкл Черкаски, проверяющий HSBC, обнаружил в банке новые нарушения
Майкл Черкаски, проверяющий HSBC, обнаружил в банке новые нарушения / Д. Новожилов / Ведомости

Независимый контролер Майкл Черкаски, проверяющий HSBC, обнаружил в банке новые нарушения. В 2012 г. HSBC согласился заплатить $1,9 млрд и подписал соглашение об отсрочке преследования, чтобы урегулировать обвинения в нарушении антиотмывочных законов США. Черкаски, проверяющий, как HSBC устраняет эти недочеты, полагает, что за три года банку не удалось привести комплаенс в соответствие с требованиями США.

Черкаски полагает, что в HSBC по-прежнему есть случаи, которые могут оказаться финансовыми преступлениями, говорится в годовом отчете HSBC. Конкретных примеров отчет не содержит, но скоро федеральный суд будет обсуждать доклад Черкаски, а министерство юстиции США – решать, выполняет ли HSBC условия соглашения, нужно ли продолжать мониторинг или стоит начать судебное преследование. В худшем случае HSBC рискует лишиться банковской лицензии в США.

Проблемы остаются там, где HSBC всегда был уязвим, показала проверка Черкаски. Например, HSBC признал в 2012 г., что не смог пресечь отмывание $881 млн от торговли наркотиками в Мексике – эти деньги попали в США. Но и сейчас случаются инциденты, подобные произошедшему в мексиканском штате Синалоа, где местное отделение HSBC открыло счет 19-летнему клиенту, пришедшему с мешком денег. Сумма была эквивалентна нескольким тысячам долларов. Клиент назвал себя фермером, выращивающим креветок.

США требуют, чтобы банки знали, кто их клиент, чем он занимается и представляет ли риск с точки зрения отмывания денег. «Вы должны знать клиента и его бизнес», – говорит бывший агент минфина США Джон Кассара.

В случаях, подобных произошедшему в Мексике, сотрудник HSBC при открытии счета или пролонгации кредитной линии должен проследить движение денег на счетах клиента либо собрать о нем данные в интернете и местные слухи. Это не всегда просто, но регуляторы хотят быть уверены, что банки хотя бы фиксируют подозрительные случаи. В Синалоа этого сделано не было.

В 2015 г. сотрудники Черкаски провели проверку в Мексике, где HSBC выдал кредит на строительство фабрики. По указанному в документах адресу они обнаружили дом с большим числом слуг, но никакой фабрики не было. Ранее сотрудники местного отделения HSBC тоже приезжали туда, но кредит все же выдали.

Инспектора Черкаски также обнаружили, что один из клиентов HSBC экспортировал мини-юбки Levi’s из Бразилии в Иран, когда тот был под санкциями США. Хотя юбки составляли небольшую часть бизнеса клиента, HSBC должен был подвергнуть его дополнительным проверкам, чего не сделал. Еще один клиент HSBC экспортировал конфеты из Бразилии в Сирию, также находившуюся под санкциями.

В 2015 г. 25 инспекторов Черкаски дважды были в Бразилии, где знакомились с производителем сахара и этанола, которого кредитовал HSBC. Один кредит, выданный на экспорт сахара, ушел к «дочкам» производителя, расположенным в офшорах, в том числе на Британских Виргинских островах, Кюрасао и Арубу. Это значило, что банк должен был провести более жесткую проверку, но этого не сделал и не удостоверился, что кредит был использован в соответствии с указанной целью. После проверок сотрудников Черкаски в «дочке» HSBC на Бермудах уволились ее гендиректор и председатель совета директоров.

За 3–4 года способность HSBC отслеживать финансовые преступления клиентов возросла «невероятно», говорит главный юрист HSBC Стюарт Ливи. Но и цену за это пришлось заплатить немалую. В 2015 г. HSBC заработал $13,52 млрд прибыли и потратил $2,9 млрд на программы предотвращения финансовых преступлений. Число сотрудников подразделения комплаенс достигло 9000.

Банк свернул бизнес в 17 странах – в том числе из-за такого риска. В тех странах, где он остался, были закрыты отделения в регионах с самым высоким риском. В Мексике HSBC ликвидировал миллионы счетов, закрыл десятки отделений и запретил все сделки с наличными долларами.

Банк постоянно сталкивается с потенциальными проблемами, признает Ливи, но намерен выполнить все условия соглашения в США.

Перевела Татьяна Бочкарева

Майкл Черкаски, проверяющий HSBC, обнаружил в банке новые нарушения