Пенсионные инвесторы разводят денежные потоки
В группе О1 Бориса Минца и «Ренове» Виктора Вексельберга разделили бизнес по привлечению накоплений и корпоративных пенсий«Телеком-союз» до того, как его купила группа О1 Минца, обслуживал корпоративные пенсионные программы «Почты России» и «Ростелекома». Сейчас средства корпоративных программ также занимают львиную долю активов фонда (23,5 млрд руб. против 1,8 млрд накоплений). Накопительными пенсиями в группе О1 занимается НПФ «Будущее» (появился в результате объединения двух фондов – «Благосостояние ОПС» и «Стальфонда», их общий портфель накоплений – свыше 220 млрд руб. от 3,4 млн человек к началу октября 2015 г.).
НПФ «Владимир» исторически специализировался на корпоративных пенсионных программах нефтяников из ТНК-ВР. После сделки ТНК-ВР с «Роснефтью» пенсионный фонд остался у «Реновы», но прежние корпоративные программы сейчас практически не пополняются, фонд главным образом обслуживает старую клиентскую базу, выплачивая корпоративные пенсии. Привлечением накоплений в рамках группы «Ренова» занимается другой фонд – НПФ «Большой», говорит председатель его совета директоров Алексей Гончаров (также входит в совет директоров НПФ «Владимир»).
Несмотря на вступление в систему гарантирования накоплений, НПФ «Телеком-союз» и «Владимир» не получат новые транши накоплений от Пенсионного фонда России (ПФР), потому что за весь прошлый год они не привлекли ни одного клиента. Как пояснил «Ведомостям» представитель ПФР, в пользу этих двух фондов в 2015 г. поступило «несколько заявлений» от граждан, но и они не были удовлетворены из-за неполного комплекта документов – заявления не были подкреплены договорами, заключенными с фондом.
«В [пользу] НПФ «Владимир» поступило пять заявлений и ноль договоров, в «Телеком-союз» – 41 заявление и ноль договоров», – сказал представитель ПФР.
Всего по результатам переходной кампании 2015 г. ПФР переведет в 33 пенсионных фонда 259 млрд руб. – это накопления более чем 4 млн человек, перешедших из ПФР в частные фонды.
То, что эти два НПФ, поспешив вступить в систему гарантирования, перестали привлекать новых клиентов с накоплениями, – «абсолютно закономерно», считает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Вступив в систему гарантирования, НПФ сохраняет у себя накопления, которые он успел привлечь в прежние годы, – в обратном случае эти деньги пришлось бы в этом году вернуть в ПФР», – поясняет он. А вот с новыми клиентами эти два фонда могут уже и не работать – дело в том, что и «Телеком-союз», и «Владимир» не единственные НПФ в своих группах, напоминает Околеснов.
Правда, по результатам переходной кампании 2015 г. «Большой» не может похвастаться приростом клиентской базы – фонд привлек 25 000 новых клиентов, но отток из него составил около 40 000 человек, признает Гончаров. По его словам, фонд компенсирует это увеличением среднего накопительного счета по клиентской базе: его покидают клиенты, привлеченные «с улицы», а новые клиенты – сотрудники компаний – вкладчиков НПФ.
«У НПФ «Телеком-союз» нет стратегии развивать обязательное пенсионное страхование (ОПС), в рамках группы О1 этим занимается НПФ «Будущее». Но поскольку у "Телеком-союза" уже есть 20 000 своих клиентов по ОПС, важно, чтобы каждый из них был уверен в сохранности своих накоплений, для этого фонд в числе первых вступил в систему гарантирования», – заявил представитель группы О1.
НПФ "Будущее" в 2015 г. привлек около 0,7 млн клиентов по ОПС и порядка 0,4 млн человек фонд покинули, уточнил он. В результате число клиентов с накоплениями у НПФ "Будущее" превысило 3,7 млн человек.