Использование «Глонасс» для оформления ДТП перенесут на 2017 год
Минтранс не нашел доступных устройств, необходимых для оформления ДТП по безлимитному европротоколуАвтомобилисты не могут оформлять ДТП с ущербом свыше 50 000 руб. без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу) из-за недоступности устройств «Глонасс», следует из пояснительной записки Минтранса (документ размещен на портале проектов нормативно-правовых актов). С 1 января 2016 г. такие аварии должны фиксироваться с помощью устройств с использованием «Глонасс» и иных глобальных спутниковых навигационных систем, следует из постановления правительства. Пилотный проект по безлимитному европротоколу и вовсе действует с октября 2014 г. – по закону об ОСАГО – на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области. Автомобилисты формально могут оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД на всю сумму покрытия по имуществу в рамках ОСАГО, или 400 000 руб.
Но на практике расширенный европротокол не работает, рассказали два топ-менеджера крупных страховщиков: чтобы им воспользоваться, нужны дополнительные средства фиксации ДТП с помощью системы, которая может контролировать движение автомобиля, его местонахождение, причем данные должны быть некорректируемыми. Информация должна сразу передаваться в базу Российского союза автостраховщиков (РСА).
В итоге Минтранс предложил перенести указанные сроки на год – 1 января 2017 г., следует из документов. На рынке отсутствует оборудование, которое обеспечивает некорректируемую регистрацию данных с помощью навигации «Глонасс» и соответствует требованиям Таможенного союза и страховщиков, констатирует Минтранс.
«Глонасс» с этим не согласен: на рынке есть устройства нескольких производителей, которые позволяют регистрировать ДТП, данные системы «Эра-Глонасс» могут передаваться в РСА, настаивает представитель «Глонасс», названия компаний он не уточнил. Однако предложение Минтранса поддержал Минфин, говорит чиновник финансово-экономического блока. «Глонасс» пока поставить нечего, когда закончится разработка необходимых устройств, непонятно, и еще один вопрос – насколько они будут доступны гражданам, еще предстоит оценить, продолжает он.
Что работает
Европротокол применяется, если в ДТП участвует не более двух автомобилей, оба водителя имеют действующий полис ОСАГО, происшествие обошлось без ущерба жизни и здоровью людей и имуществу третьих лиц (например, дорожным ограждениям). У участников ДТП не должно быть разногласий относительно виновника аварии и всех ее обстоятельств. Лимит выплат по европротоколу в ОСАГО – 50 000 руб. По данным РСА, примерно 80% убытков в ОСАГО укладывается в эту сумму. Для оформления ДТП в рамках этой суммы не нужны никакие специальные средства фиксации.
Перенос сроков, предложенный Минтрансом, затруднит реализацию европротокола, признал представитель Центробанка.
РСА протестировал имеющиеся навигационные спутниковые технологии для автоматической фиксации факта ДТП и в октябре 2015 г. направил в Минтранс предложения сделать переходный период и применять эти технологии с января 2017 г., они были согласованы с «Глонасс», заверили в пресс-службе РСА. Один только перенос даты вступления в силу нормы по применению технологий «Глонасс» ничего не даст, говорится в их ответе, поскольку технические и информационные решения, необходимые для полноценного функционирования, не будут реализованы. Полностью проблема европротокола может быть решена, когда системой «Глонасс» будет оснащен каждый автомобиль, считает представитель РСА.
По требованиям Таможенного союза с 2017 г. все новые машины, выпускаемые на территории России, при производстве будут обязательно оснащены устройствами «Эра-Глонасс». По оценке «Эра-Глонасс», терминалы при серийном производстве будут стоить около 4000–6000 руб., стоимость может варьироваться в зависимости от наличия дополнительных функций.
В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова заметили, что граждане использовали [в 2015 г.] европротокол в среднем по стране в четверти случаев, а в некоторых регионах эта цифра достигала 50%. «Мы продолжим работать с соответствующими ведомствами и организациями, включая Минтранс и страховщиков», – заключил представитель секретариата. Представитель Минтранса от комментариев отказался.