Международные рейтинговые агентства столкнулись со сложностями в трактовке законодательства
И пока не намерены создавать дочерние структуры в РоссииМеждународные рейтинговые агентства – Fitch и Standard & Poor’s (S&P) – не будут создавать в России дочерние подразделения, они намерены работать через филиалы, как и сейчас, рассказали три человека, близких к агентствам, а также человек, близкий к ЦБ.
Сейчас «дочка» в России есть только у Moody’s – «Мудис Интерфакс», в нем у международного агентства 50% плюс 1 акция. «[В агентстве] обсуждается вариант отказа от работы через совместное предприятие с «Интерфаксом», так как слишком высоки риски», – говорит человек, присутствовавший на совещаниях в ЦБ.
Закон о рейтинговых агентствах создает две существенные проблемы «большой тройке»: российская структура не сможет отзывать рейтинги по национальной шкале в связи с решениями властей иностранных государств, а также должна иметь отдельные рейтинговый, методологический комитет и службу внутреннего контроля.
«Первая проблема заключается в том, что по закону США агентство обязано отозвать рейтинги, если компания попала в черный список OFAC (управление по контролю за иностранными активами минфина США. – «Ведомости»), если рейтинг не отозван, то агентству грозит гигантский штраф. А вторая проблема создает чрезмерные затраты: сейчас часть функций выполняется офисами в Лондоне, Нью-Йорке и т. д. Кроме того, российский закон требует проводить ротацию кадров каждые несколько лет», – объясняет человек, близкий к «тройке».
«Мы <...> поставлены в ситуацию, когда в случае введения санкций против российских клиентов нарушим либо российское, либо международное законодательство», – заявил вчера в интервью Bloomberg руководитель аналитической службы Fitch Йен Линнелл: «Fitch склоняется к тому, чтобы не создавать в России «дочку», продолжая работать через филиал, и ожидает сохранения спроса на международные рейтинги <...> Сегодня велика вероятность, что мы останемся филиалом».
Рейтинги по национальной шкале присваивают все агентства «большой тройки». Больше всего таких у «Мудис Интерфакса» – почти 150 рейтингов. «Выручка «Мудис Интерфакса» в России за 2014 г. – около $2 млн (87 млн руб., данные СПАРК. – «Ведомости») – это мизерная доля от миллиардов, которые Moody’s зарабатывает на глобальном уровне. Логика у всех агентств такова: эти деньги не стоят тех затрат и усилий, которые требует закон», – говорит человек, близкий к ЦБ.
«Мы заинтересованы в сохранении рейтингового бизнеса. Moody’s <...> изучает варианты дальнейшего ведения бизнеса в России», – заявил член совета директоров «Мудис Интерфакса» Владимир Герасимов. S&P, по словам представителя, не планирует сокращать бизнес в России: «Мы ведем диалог с ЦБ, в том числе и по вопросу создания дочерней компании <...> и в конечном итоге примем решение, которое позволит вести деятельность в соответствии с законом».
ЦБ встречался с представителями трех агентств и считает, что у них нет верной трактовки закона, заявила в пятницу, 26 февраля, в интервью «Интерфаксу» директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская: «Мы уже встречались в Москве с представителями головного офиса Moody’s, то же самое планируем сделать со S&P и Fitch, потому что из разговора с Moody’s мы поняли, что у них не до конца есть понимание тех норм, которые заложены в законодательстве и подзаконных актах».
«Доля «большой тройки» на российском рынке снижается примерно с 2008 г., т. е. это не связано с западными санкциями. Тогда обороты начали набирать российские агентства. Этот процесс продолжается, особенно учитывая тот факт, что продление контрактов с «тройкой» стало вдвое дороже из-за девальвации рубля», – указывает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.