Некоторые развивающиеся страны ввели контроль за движением капитала и валюты, чтобы сдержать девальвацию

Но этим они рискуют отпугнуть иностранных инвесторов
Саудовская Аравия запретила банкам играть на его ослабление
Саудовская Аравия запретила банкам играть на его ослабление / Hassan Ammar / AP

Азербайджан на прошлой неделе ввел 20%-ный сбор с валютных переводов за границу на сумму более $50 000. Сбором не облагаются переводы, предназначенные для оплаты лечения, образования, исполнения решений суда и правоохранительных органов. Также был принят закон о полном страховании вкладов – он будет действовать с февраля. Сейчас в Азербайджане государство гарантирует вклады до 30 000 манатов ($18 300) и по ставке не более 12% годовых. Чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке, ранее Азербайджан закрыл более 200 обменных пунктов, расположенных не на территории банков. В 2015 г. дважды снижался официальный курс маната к доллару, а в декабре был введен плавающий курс: в результате за год манат подешевел почти на 50% (см. график). Более 75% всех вкладов в Азербайджане, по данным Fitch, валютные.

Саудовская Аравия, потратившая в 2015 г. более чем $100 млрд из $700 млрд валютных резервов на поддержку риала, запретила банкам играть на его ослабление. С 1986 г. риал привязан к доллару США, официальный курс составляет 3,75 риала/$. Власти «запретили спекуляции в пользу устойчивости официального курса», сказал Bloomberg аналитик Commerzbank Апостолос Бантис, что, по его словам, повредит рынку форвардов.

Бразильский вариант

Бразилия не будет вводить контроль за движением капитала, но поможет местным компаниям, захеджировав их валютные риски. «Центробанк предлагает бразильским компаниям операции со свопами на большую сумму, чтобы они могли выдержать изменения курса реала», – сказал бразильский министр финансов FT. По его словам, отток капитала из Бразилии сейчас небольшой, но на валютном рынке волатильность высокая. В 2015 г. реал подешевел к доллару на треть, в январе – еще на 5% и в прошлый четверг достиг минимума. Но бразильский ЦБ не намерен повышать ставку, которая составляет 14,25%.

Нигерия недавно запретила импорт некоторых товаров, включая рис, и ввела ограничения по валютным операциям по кредиткам. Есть валютные ограничения в Индии, Венесуэле и Египте. Даже Китай, прилагающий большие усилия, чтобы открыть рынок для иностранцев и сделать юань резервной валютой, ввел в 2015 г. контроль за валютными операциями граждан.

В 2015 г. валюты развивающихся стран подешевели к доллару на 17,6% (оценка Ashmore Group), а за первые две недели января – еще на 3%. В прошлую среду до исторического минимума подешевели российский рубль, мексиканский песо и колумбийский песо. «Развивающиеся рынки более восприимчивы к краткосрочному притоку и оттоку капитала, это может подорвать их финансовую систему, поэтому они и вводят в кризис меры валютного контроля», – говорит профессор финансов Университета штата Нью-Йорк Синван Цань (цитата по WSJ). По данным IIF, отток капитала с развивающихся рынков в 2015 г. составил $732 млрд. Большая его часть, $676 млрд, пришлась на Китай.

В 2000-е гг., когда развивающиеся рынки были локомотивом мировой экономики, ситуация была обратной: некоторые страны ограничивали приток капитала, опасаясь возникновения пузыря на местном рынке. Например, Бразилия в 2009 г. ввела 2%-ный налог на иностранные инвестиции.

Саудовская Аравия запретила банкам играть на его ослабление